• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Царском Селе под Санкт-Петербургом состоялась III Международная летняя школа, посвященная междисциплинарным исследованиям высшего образования


Нынешняя Летняя школа в Санкт-Петербурге проводилась совместно с Китайским Институтом исследований финансирования образования Пекинского университета в период с 13 по 10 июня. Она явилась одной из двух летних школ, организованных в 2015 году Институтом образования НИУ ВШЭ и Пекинским университетом: вторая состоится 5 - 11 июля в КНР. Предыдущие Летние школы в Санкт-Петербурге – в 2013 и 2014 гг. – были организованы Институтом образования НИУ ВШЭ. 

В Летней школе приняли участие профессора ведущих школ образования из Китая, Англии, Финляндии, США, Португалии и слушатели из 10 стран. 

Центральной темой дискуссий в этом году стала проблематика взаимоотношений государства и системы высшего образования. Несмотря на то, что во многих странах мира осуществляется маркетизация образования и введение в него элементов рыночных отношений, государства сохраняют ключевую роль в формировании направлений развития систем высшего образования. Сложность и многомерность связей высшего образования, государства и общества предопределяют возможность концептуального рассмотрения данной темы. Участники Летней школы анализировали проблематику в широком социально-экономическом и политическом контексте, позволяющем связывать изменения в высшем образовании с трансформациями государства, общества и рынка труда.

Со слушателями Летней школы работали ведущие эксперты в области высшего образования:

  • И. Фрумин (Институт образования НИУ ВШЭ)
  • М. Карной (Стэнфордский университет, Институт образования НИУ ВШЭ)
  • Саймон Марджинсон (Simon Marginson, Institute of Education, University of London)
  • Педро Тейшейра (Pedro Teixeira, Research Centre on Higher Education Policy (CIPES) and Faculty of Economics, University of Porto)
  • Ронг Ванг (Rong Wang, CIEFR, Peking University)
  • По Янг (Po Yang, Graduate School of Education, Peking University)
  • Юсси Валимаа (Jussi Välimaa, Finnish Institute for Educational Research, University of Jyvaskyla)

В фокусе внимания преподавателей и участников был поиск ответов на cледующие вопросы:
  • ключевые концепции в высшем образовании (теория человеческого капитала, рынки в высшем образовании, общественные и частные блага в высшем образовании и др.);
  • изменения природы государства в исторической сравнительной перспективе, новые динамичные отношения государства и высшего образования;
  • государственная политика в области высшего образования, ее экономическая и политическая основа в разных национальных контекстах;
  • формы, результаты и ограничения рыночных реформ и государственных интервенций;
  • экономические и социальные результаты высшего образования и их измерение;
  • взаимоотношения университетов и государства, проблемы автономии.   
                                      
По уже сложившейся за три года традиции профессора Летней школы рассматривали тему государства и высшего образования с точки зрения различных дисциплинарных подходов. Педро Тейшейра, Мартин Карной, Исак Фрумин, Ронг Ванг и По Янг провели семинары, посвященные экономическим и политическим аспектам данной темы. Саймон Марджинсон предложил к обсуждению социологические и политэкономические концепции, применимые к анализу отношений государства, общества и высшего образования; профессор Юсси Валимаа проанализировал исторические вехи в развитии взаимоотношений государства и университетов, а также дал критический анализ ключевых концепций и моделей, используемых в исследованиях высшего образования.


Участниками Летней школы стали магистранты, аспиранты и молодые ученые в области социологии, экономики, политологии, педагогики, психологии, управления и других социальных наук, исследования которых связаны с проблематикой высшего образования. География участников продолжает расширяться год от года, в этом году она включала Россию, Украину, Казахстан, Китай, США, Германию, Финляндию, Польшу, Данию, Швецию. В ходе интенсивной рабочей недели слушатели получили возможность представить свои исследовательские проекты, услышать комментарии и советы для дальнейшей работы, а также принять участие в групповой работе по поиску оптимальной модели взаимоотношений между государством и вузами. 

                                           
Не оставила равнодушными участников и культурная программа школы, включающая прекрасные экскурсии: по историческому зданию, в котором проходила Летняя школа; «Белые ночи» на кораблике по ночному Санкт-Петербургу; по золотисто-белому Павловскому дворцу и парку. Эти впечатления станут еще одним эмоционально окрашенным моментом в воспоминаниях о времени, проведенном в Царском Селе.

                       
По окончании Летней школы участники получили сертификаты, обменялись мнениями в неформальной атмосфере, кульминацией которой стал традиционный прощальный фуршет.


О Летней школе и о своих впечатлениях рассказывают участники.


Po Yang (Peking University, Republic Of China)

"The theme of the summer school is well conceived and fits my current research interest well. The summer school is a great opportunity to connect with leading research experts and future stars".

Lucas Bischof (PhD candidate at the University of Leipzig / project manager with CHE Consult, Berlin, Germany)

 "The summer school was a highly rewarding experience on a personal and academic level. The professors were of high renown and it was a pleasure to get to know them personally in the nice atmosphere at Pushkin. It was a very valuable experience, not only academically but also to get in touch with other doctoral students from all over the world who are working on related topics. The organization team was lovely and I hope I will get another opportunity to participate in a similar event in the future". 



Krystian Szadkowski (University of Poznań, Poland)

"Considering how to accelerate your early stage of higher education research career? The HSE International Summer School is a place for you to be! The best scholars in the field, excellent seminars, inspiring discussions, encouraging feedback, international environment, not to mention the warm and friendly atmosphere, comfortable location and relaxing excursions around St. Petersburg’s wonderful venues. Hesitate no more. Apply! And keep your fingers crossed to be selected!"

Wenyu Zhang (Peking University, Republic Of China)

"I was so lucky to participate in the summer school to listen to lectures from leading researchers, and to communicate with students from around the world. It was a very important and helpful experience to lean from the professors and the students, to compare different research perspectives on the same topic, thus to broaden my own horizons in education research. Hope that I can get the chance to participate in the next summer school".


Elena Soboleva (Free University Berlin and HSE-St.Petersburg)

"Coming from area studies and political science I have opened a whole new world for myself at the HSE summer school on higher education research, a very exciting and a very complex one. The intensive academic program featured a combination of the seminars by distinguished professors and presentations of research projects by young scholars, which were a perfect way to learn about fundamental problems of higher education, discuss current research directions and cross-state differences. Young scholars also had a great opportunity to get feedback on our research from a multidisciplinary team of experts. Overall, the school was very well organized and had a very friendly and relaxed atmosphere. Thank you for this opportunity!"

Анастасия Сущенко (Уральский федеральный университет, Россия)

"Спасибо огромное за возможность второй раз принять участие в Летней школе! Школа позволила мне получить бесценный опыт: во-первых, это общение с исследователями и участниками из разных стран и из междисциплинарных областей, во-вторых, это общение с участниками, получающими различные уровни высшего образования (магистрантами, аспирантами и т.д. ). Я хотела бы еще раз выразить особую благодарность организаторам летней школы! Особенно отмечу теплый прием и поддержку на протяжении всего периода ее работы".

Оlga Sovenko (Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine)

"The HSE summerschool on the problems of higher education gives the new breath and widens the opportunities to investigate the HE system in global and regional scopes. The friendly and creative atmosphere and the unique surrounding of historical places form the coziest conditions for researchers to perceive and exchange the information. It’s also an excellent chance to get the new friends and ideas!"


Nazgul Mingisheva (Karaganda State Medical University, Kazakhstan)

"Summer School on Higher Education Research “Higher Education and the State” is highly demanded topic for various scholars to study regional and global trends in higher education as well as to consider intricate relationships between scientists, managers and the state. I would say that the Third Summer School of HSE was definitely useful for me to study economic aspects of higher education, theory and stratification of contemporary Chinese higher education system, very interesting interpretations of higher education’s history in Europe, different models of higher education researches, and complicated interactions between state, academia and society within a such sophisticated issue as public good. I am very glad to be a part of this fascinating project and I would like to wish further successful programs for HSE’s Institute of Education and its enthusiastic scholars and students. Everything was wonderful!"

Материалы Летней Школы-2015:


Информация о Летней школе 2015 на английском языке здесь.

Вы также можете ознакомиться с репортажами о I Летней школе 2013 и II Летней школе 2014.

Читайте на нашем сайте о проходящей в эти дни в Пекине Летней школе по исследованиям в области высшего образования, организованной совместно Институтом образования НИУ ВШЭ и Китайским центром финансирования образования Пекинского университета.