• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Цель - максимальная персонализация обучения



 
29 октября 2015 г. в Институте образования с успехом прошла открытая дискуссия «Реальный путь к персонифицированному обучению» – одно из совместных мероприятий НИУ ВШЭ и образовательного проекта "Теории и Практики" в рамках вечерней культурной программы Форума «Открытые инновации» 2015

Гостем Инобра стал в этот раз Фернандо Родригес-Вилла (Fernando Rodriguez-Villa) – директор по стратегическому развитию проекта Knewton.

Модераторами встречи были
директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик и руководитель группы "Проектирование обучения и развитие компетенций" Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Олег Подольский

Обсуждение проходило в живой заинтересованной обстановке. Высказаться и услышать ответы Фернандо хотели и присутствующие, и те, кто присоединился к онлайн-трансляции. Говорили о современных возможностях и ограничениях современного электронного обучения в части реализации индивидуальных траекторий, о получении комплексных знаний и развитии сложных умений, об оценке и мотивации в процесс обучения.

Большой интерес вызвал вопрос о том, где же проходят границы современного персонифицированного обучения. Технологии сегодня действительно всемогущи, но насколько «далеко» можно зайти, решая все за человека в процессе его обучения, и в каких ситуациях такой подход оправдан? Другими словами, может ли быть «слишком много персонализации» и есть ли грань, которую нельзя переходить? Фернандо сказал, что видит в этом скорее возможности, чем угрозы и нарушение приватности. Но в целом создается впечатление, что эти вопросы остаются на сегодня открытыми.

Участник дискуссии Дмитрий Аббакумов, специализирующийся на онлайн- и адаптивном обучении, в своем выступлении после доклада Фернандо Родригес-Виллы затронул три важных момента. Во-первых, он призвал, говоря сегодня об адаптивном обучении как о прорывной инновации, не забывать о том, что корнями оно уходит в середину прошлого века – в работы по программированному обучению Скиннера в США, Талызиной и Беспалько в СССР, а также в работы по алгоритмическому обучению Ланды. В то время талантливые разработчики уперлись в технический потолок – отсутствие компьютеров, но сегодня, в век цифровой революции, во многих решениях в области адаптивного обучение обнаруживаются их идеи и подходы. Во-вторых, используя базовые алгоритмы из компьютерного адаптивного тестирования в адаптивном обучении, сегодня необходимо суметь настроить их на новую логику применения: должна произойти смена акцента с точности диагностики, как есть в тестировании, на обеспечение оптимального пути к достижению учебной цели, как должно быть и есть в обучении. И третий момент лежит уже в области философии и обращен к разработчикам технологий, ученым, бизнесменам в области адаптивного обучения, которые неминуемо должны задать себе вопрос: как в процессе помощи обучающемуся не переборщить с этой помощью и не сформировать у него беспомощность? 

Вообще вопросов было очень много – от «объясните на пальцах, как это работает?» до «есть ли у вашей технологии слабые места и каковы границы ее применимости?». Прозвучал и очень интересный "глобальный" вопрос, озвученный Айнуром Абдулнасыровым и обращенный непосредственно к Фернандо: «Директор по стратегическому развитию Knewton – это такой уровень должности, при котором личное видение человека очень серьезно влияет на миссию компании, часто совпадает с ней. Каковы ваши ценности – что Вы считаете важным нести в этот мир, чувствуете ли ответственности за это?» То есть в конце концов дискуссия перешла в русло обсуждения ответственности тех, кто разрабатывает системы персонифицированного обучения. Нам представляется, что это здорово. Это показатель веры людей в то, что предлагаемые решения действительно могут изменить мир. И именно поэтому люди хотят быть уверены в их экологичности таких технологий и отвественности тех, кто их разрабатывает.

 Презентация доклада Фернандо Родригес-Виллы 

 

Несколько слов о проекте Knewton. Это самый яркий проект в области адаптивного обучения. Сервисы платформы позволяют моментально подстраивать учебные материалы под каждого ученика и его особенности. Миссия компании Knewton, основанной в 2008 году, – максимально персонализировать обучение. Платформа помогает студенту разобраться в учебном материале, позволяя учителям подбирать задачи для каждого ученика соответственно его потребностям и способностям. На основе собранных Knewton  данных создаются максимально эффективные учебники — например, совместно с  Pearson . У компании есть представительства в Нью-Йорке, Лондоне, Сан-Паулу и Токио.  


       111