Совсем недавно стартовало крупное международное исследование ISHEL (International Study for Higher Education Learning), направленное на оценку качества инженерного образования в странах БРИК. В России его реализует Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. В ноябре-декабре 2015 года прошла первая волна исследования ISHEL в двух странах - России и Китае, двух самых крупных развивающихся экономиках мира, которые производят большое количество инженеров.
Количество выпускников-инженеров в этих странах увеличивается каждый год и создает высокий уровень конкуренции, как внутри этих стран, так и на мировом уровне. Однако о качестве подготовки инженеров в этих странах известно сравнительно мало. Цель исследования – сравнить образовательные достижения студентов инженерных направлений подготовки в России и Китае, а также изучить индивидуальные и институциональные факторы, которые влияют на качество подготовки инженеров в этих странах.
Во время первой волны исследования в России проведено тестирование студентов 1-го и 3-го курсов инженерных специальностей репрезентативной выборки из 34 вузов России (общее количество участников из России составило около 5000 человек), а также опрос их преподавателей и руководителей образовательных программ ( ). Аналогичное исследование было проведено в Китае. Студенты проходили тестирование по математике, физике, информатике, а также критическому мышлению и математической грамотности.
В России к исследованию были привлечены студенты студенты магистерских программ «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика» Института образования, а также аспиранты Аспирантской школы по образованию. Они проводили тестирование более, чем в 20 различных регионах нашей страны.
Перед началом тестирования руководитель проекта, профессор Стэнфордского университета Прашант Лоялка и соруководители проекта с российской стороны Елена Карданова и Игорь Чириков провели обучающий семинар для студентов, проводящих тестирование. На семинаре обсуждались основные инструкции для проведения тестирования, а также основные вопросы, возникающие у студентов.
В настоящее время силами сотрудников Центра мониторинга качества образования идет обработка результатов исследования. Уже совсем скоро мы узнаем, каковы они - российские и китайские студенты-инженеры.