• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Преодоление неравенства в образовании — это ключевой вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами разных стран, и Россия не исключение. Этой теме был посвящен доклад научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина на Московском международном салоне образования. Тема также будет обсуждаться на симпозиуме "Образование и социальная дифференциация".

Считается, что развитие цивилизации определяется креативными людьми — успешными инженерами или предпринимателями, на подготовке которых должны концентрировать усилия школы и вузы. Но остальные люди, которые занимаются так называемой нетворческой работой, тоже должны быть счастливы и успешны. Караван идет со скоростью самого медленного верблюда, и уровень жизни, уровень культуры общества в огромной степени определяется тем, как живет подавляющее большинство. Не может быть счастливым и успешным общество, в котором есть дети, лишенные права на образование, считает Исак Фрумин.

Равенство или многообразие?

Можно по-разному относиться к устройству советского общества и советской системы образования, но надо признать, что определенный уровень равенства образовательных возможностей был достигнут, пусть даже с помощью в том числе очень жестких мер. В условиях советского равенства в образовании не допускалось многообразие.

В последние 25 лет в нашей стране развивалось многообразие, вариативность образования, расширялся спектр образовательных услуг, что привело к образовательному неравенству. Само по себе неравенство не является злом, подчеркнул Исак Фрумин, но проблема заключается в формировании очагов бедности, где дети становятся заложниками социального и культурного статуса своих семей, а в обществе складывается такая стратификация, при которой образование не помогает человеку перейти с одного уровня на другой. В 2015 году в рамках опроса, проводимого исследователями Института образования ВШЭ, 62% респондентов заявили, что не верят в образование как механизм социальной мобильности.

Два мальчика и девочка

Научный руководитель Института образования предложил слушателям рассмотреть возможные образовательные траектории трех условных детей: мальчика, у которого оба родителя — с высшим образованием, девочки, у которой оба родителя — без высшего образования, и мальчика из неполной семьи, живущей в бедности (бедных в России сейчас 18%). Какая судьба их ждет? Какое образование они смогут получить?

Современные исследования показывают, что семейные ресурсы уже с первого года жизни начинают играть критически важную роль в том, как сложится судьба ребенка, отметил Исак Фрумин. По их результатам можно нарисовать примерно такую картину: первому мальчику родители читают сказки, смотрят с ним фильмы, обсуждают прочитанное и увиденное. Девочке предлагают писать и заучивать буквы, без чтения и обсуждения. Со вторым мальчиком никто не занимается. Несмотря на любые усилия детского сада и школы, первый мальчик к окончанию четвертого класса будет успешнее двоих других детей. Их дальнейшие образовательные траектории предопределены.

От детского сада до вуза

Безусловным достижением современного российского общества является общедоступное дошкольное образование — все дети независимо от материального достатка семей имеют возможность прийти в одни и те же детские сады. Не случайно многие зарубежные исследователи считают российское дошкольное образование одним из лучших в мире.

Но как только дети расходятся по школам, ситуация меняется. На сегодняшний день 99% учеников, которые в 11 классе заваливают ЕГЭ, учатся в 20% школ страны. Если ребенок оказался в такой школе, к нему там относятся по принципу «лишь бы в тюрьму не попал», о серьезном образовании речи нет. Конечно, в этих школах находятся дети, которые «прорываются», преодолевая свое социальное наследие, — исследователи называют их резильентными (сопротивляющимися). Но в большинстве случаев их траектория определена, и даже те родители, которые хотят помочь своему ребенку, мало что могут сделать. А система поддержки родителей в России отсутствует.

Дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают

В появлении резильентных детей огромную роль играет дополнительное образование: если ребенок чем-то заинтересован, занимаясь дополнительно вне школы, велик шанс, что он выйдет за рамки уготованной ему колеи. Но в системе дополнительного образования есть «люксовый» сегмент, куда простые дети не попадают: например, почти все семьи детей, входящих в молодежную команду России по горным лыжам, по уровню дохода относятся к верхним 10% общества. То есть дополнительное образование также не гарантирует обеспечение социальной мобильности.

Доля детей, которые после 9 класса уходят из школ в техникумы, за последние 5 лет увеличилась примерно с 22 до 44%. Известно, что в техникумах программа общего образования преподается плохо, на нее не обращают внимания, и среднее профессиональное образование в значительной степени становится тупиковой веткой. Часть детей пытается после техникумов поступить в вузы, в том числе, на заочные программы, но сейчас обсуждается идея о закрытии части таких программ. Хотя даже при низком качестве для выпускников техникумов это хорошая возможность дальнейшей социализации.

Из тех, кто доучивается в школах до 11 класса, практически все, кто принадлежит к обеспеченным семьям из верхних 40% общества, занимаются с репетиторами, и им репетиторы помогают. А дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают. По результатам ЕГЭ в вузы, где дают хорошее образование, поступают их изначально более успешные сверстники.

Чем виноваты дети?

До недавнего времени наша система образования обеспечивала равенство и более широкие возможности, чем системы образования в других странах, где имущественное и социальное разделение давно стало фактом, подчеркнул Исак Фрумин. Но сейчас, несмотря на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования, что является несомненным благом, в России формируются барьеры социальной мобильности и очаги суровой, тяжелой бедности. Российское общество критично относится к бедным, считая, что бедные — это те, кто не хочет работать, алкоголики и наркоманы. Порой так и есть, но чем виноваты дети, которые растут в этих семьях?

Институт образования ВШЭ будет продолжать исследования в этой области — они вызывают интерес и у политиков, и ученых. Проблему неравенства в российском образовании необходимо решать их совместными усилиями.

С 19 по 21 апреля в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Институт образования ВШЭ проведет симпозиум на тему «Образование и социальная дифференциация». Им заинтересовались ученые из США, Великобритании, Китая, Италии, которые много работают с этой проблемой. Это первое крупное научное мероприятие в нашей стране, посвященное неравенству в образовании.