Жесткость управления не мешает появлению в российском образовании «разумных моделей»
На место дворцов пионеров приходят города профессий, конкурсы лучших рабочих сменяются международными чемпионатами Wordskills, а российские вузы концентрируют усилия в борьбе за места в предметных международных рейтингах — итоги 2015\16 учебного года в сфере образования были подведены на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Традиционный семинар «Итоги года в образовании» носит имя Анатолия Пинского — одного из авторов образовательных реформ первой половины «нулевых», директора московской школы и сотрудника Вышки, 60-летие со дня рождения и 10-летие со дня смерти которого отмечается в этом году.
Самые важные события
По сложившейся традиции накануне семинара было проведено голосование — экспертам, участвовавшим в семинарах в течение года (всего около 500 опрошенных), предложили выбрать из предложенного перечня 5 ключевых событий уходящего года.
Наиболее важными (от 20 до 30% голосов) эксперты сочли 5 событий:
- предоставление права МГУ и СПбГУ присуждать ученые степени;
- развитие движения Wordskills в профессиональном образовании;
- реорганизацию вузов путем их объединения;
- запуск стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;
- запуск Национальной платформы открытого образования.
Города профессий
Несмотря на четкую иерархию событий, выстроенную по результатам опроса, основные докладчики семинара рассказывали не только и не столько о них.
Одно из принципиальных новшеств прошедшего учебного года, отмеченное директором Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергеем Косарецким, — бурное развитие дополнительного образования.
На него впервые были выделены средства из Федеральной целевой программы развития образования — поддержаны отдельные программы (например, по робототехнике), в семи пилотных регионах апробируются новые подходы к управлению и финансированию дополнительного образования. Во многом это результат изменений в образовательной политике под влиянием экспертного сообщества, считает докладчик: в рамках обсуждения главы «Новая школа» Стратегии-2020 говорилось, что нужно уделять больше внимания развитию неформального сектора образования.
Трендом прошедшего года стало открытие в разных городах России больших профориентационных игровых центров и интерактивных музеев — сейчас их около тридцати. В названиях, как правило, используются зарубежное слово kid — КидБург, Кидзания и проч., причем Кидзания продает свой продукт как франшизу. Проекты окупаются благодаря билетам, через центры рекламирует свою продукцию бизнес.
Примечательно, что де-юре эти проекты не являются образовательными, они не имеют лицензий на образовательную деятельность, регистрируются как организации культуры и досуга, но пользуются огромным спросом именно как источники дополнительного образования детей, подчеркнул Сергей Косарецкий. Они возникли без нормативных документов и без участия госструктур, добавил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, то есть «пробились» сами по себе.
Wordskills forever
Еще одно новшество, оказывающее огромное воздействие на систему образования, — международное движение Wordskills, активно развивающееся в России. О нем рассказал руководитель пресс-службы WorldSkills Russia Евгений Колчев.
Wordskills — это международные конкурсы профессионального мастерства для учащихся профессиональных колледжей, которые проводятся в разных странах по единым стандартам. «Победа на чемпионате Wordskills — это показатель профпригодности, — сказал Евгений Колчев. — Человек может себя зарекомендовать без всякого резюме, сделав что-то руками. А для профессионального образования это система международного аудита. Сегодня нам приходится бороться с тяжелым стереотипом в сознании: не будешь учиться — пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии становятся популярными благодаря изменениям в системе подготовки».
Еще два года назад губернаторы не воспринимали Wordskills всерьез, утверждая, что у нас есть «свои родные конкурсы лучших в профессии», добавил Исак Фрумин. Теперь же движение Wordskills охватило всю Россию, включив нашу систему подготовки рабочих кадров в современное международное разделение труда.
Вузы ведущие и опорные
В высшем образовании один из трендов уходящего учебного года — успехи российских вузов в международных предметных рейтингах по областям знания, рассказал заведующий лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Дмитрий Семенов. Это привело к смене тональности экспертных и общественных дискуссий о вхождении наших вузов в мировые университетские рейтинги — у них появился внятный стратегический ориентир. Если раньше можно было говорить о неясности стратегий отдельных вузов — участников проекта повышения международной конкурентоспособности 5-100, то теперь происходит концентрация на прорывных направлениях. Это прежде всего инженерно-технические и медицинские науки.
И если применительно к проекту 5-100 речь идет о ведущих российских вузах, то в прошедшем учебном году государство обратило внимание и на вузы «второго эшелона» — 11 вузов в разных регионах получили статус опорных. У них другие стратегические ориентиры: важна не публикационная активность профессоров, а участие в социально-экономической жизни своих регионов с учетом различных региональных ситуаций.
Мягкое или жесткое?
«Каковой бы не сложилась за 10 или 100 лет эта новая образовательная парадигма, я полагаю, что одним из главных качеств ее мыслей и стиля будет именно вот это качество: мягкий традиционализм и мягкая проектность, мягкая рациональность и мягкие технологии, мягкий педоцентрицзм и мягкий диалогизм. Может быть, одна из весьма печальных и тревожных особенностей нашего времени проявляется в том, что самое употребимое слово сегодня — это слово «жесткий». Эту цитату Анатолия Пинского Исак Фрумин привел в качестве эпиграфа к семинару, подчеркнув, что она остается актуальной и сегодня.
Однако, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, изменения, которые проводятся в российском образовании, — рост финансирования, ЕГЭ, переход вузов на Болонскую систему и другие — все же приводят к появлению «разумных моделей».
Даже если согласиться с тем, что методы управления в образовании становятся более жесткими, система демонстрирует адаптивность. Можно говорить об эффекте непрямого лоббирования: многие идеи, предложенные экспертами, принимаются властью, пусть даже не с первой попытки, и успешно реализуются, доказывая свою продуктивность. Характерный пример — реформа педагогического образования, которая проводится при участии Высшей школы экономики: важнейшим итогом уходящего учебного года Алексей Семенов назвал рост престижа педагогического образования: «Исчезло ощущение, что педвузы выпускают плохих учителей и вообще существуют непонятно зачем. Стало понятно, что это важнейшая часть системы образования».
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:
- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы,
- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием,
- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
До 15 июля 2016 г. возможна предварительная оценка портфолио онлайн.
Подробности тут.
С видеозаписью итогового семинара и презентациями докладов вы можете ознакомиться на нашем канале YouTube по ссылке.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Семенов Дмитрий Сергеевич
Младший научный сотрудник Института образования