• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дети богатых родителей лучше учатся в школе

Чем больше книг в семье, богаче родители и лучше их образование, тем выше шансы у детей хорошо учиться

Дети богатых родителей лучше учатся в школе

Авторы исследования:
Елена Карданова, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Инна Антипкина, стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Доклад исследователей Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елены Кардановой, Инны Антипкиной и Алины Ивановой «Прогресс первоклассников за первый год обучения в школе: фиксация неравенства на начальной ступени образования» был представлен на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ.

В гимназиях учатся более обеспеченные дети

Контекстная информация позволила исследователям оценить культурный капитал и финансовое положение семей первоклассников. Одним из критериев культурного уровня семьи считается количество книг в домашней библиотеке. В средней общеобразовательной школе (СОШ) больше детей, в доме которых — до сотни книг, в школах повышенного статуса чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием.

У детей из школ с повышенным статусом (лицеев, гимназий) более образованные матери: высшее образование есть у 71%, среднее профессиональное — у 22%. У ребят из обычных школ матери лишь в половине случаев имеют высшее образование, в трети случаев — среднее профессиональное.

Отцы детей-гимназистов и лицеистов чаще указывают более престижные места работы (эти данные коррелируют с ответами на вопрос о материальном положении семей). Они чаще занимают руководящие посты (директора, главврача) и чаще работают преподавателями, госслужащими, руководителями среднего звена, инженерами, они активнее заняты в творческих профессиях и бизнесе. Отцы детей из обычных школ чаще работают продавцами, строителями, водителями и пр.

В группе престижных школ больше родителей сообщают о более высоком уровне благосостояния семьи, чем в группе СОШ.

Рисунок 1. Доходы семей в месяц, руб.

Источник: доклад Е.Кардановой, И.Антипкиной и А.Ивановой.

Все данные исследования были получены с помощью специальной методологии iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), разработанной в Университете Дарема (Великобритания), но адаптированной к российским реалиям, авторы работы обследовали 1297 первоклассников из 38 школ Республики Татарстан (21 средняя общеобразовательная - СОШ, 17 школ повышенного статуса — гимназии, лицеи).

Инструмент iPIPS предусматривает двукратное оценивание уровня когнитивного и некогнитивного развития первоклассника. Первый раз дети тестировались осенью 2014 года, на входе в школу, второй раз — весной 2015 года, в конце учебного года. Изучались их навыки в словесности (письмо, словарный запас, чтение) и в математике (простой счет, сложение и вычитание, задачки). Различия показателей за год свидельствовали о прогрессе по школьным предметам.

Также оценивалось социальное и эмоциональное развитие ребенка. Наконец, учитывалась обширная контекстная информация — о семье (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей, воспитательные практики в семье) и учителях. Родители и педагоги анкетировались. Такой массив данных позволил увидеть историю обучения в более полном объеме.

Результат зависит от школы

Успехи детей значимо различаются в зависимости от статуса школ, выявили исследователи. В таб. 1 приведены средние баллы первоклассников по математике и чтению за оба цикла оценивания (среднее значение шкалы — 50). Результаты детей в школах повышенного статуса выше, чем в обычных школах, по всем областям оценивания. Кроме того, по осенним оценкам видно, что в гимназии, лицеи и другие школы повышенного статуса приходят более подготовленные ученики.

Таблица 1. Средние баллы первоклассников по чтению и математике в двух типах школ.

 

СОШ

Школа повышенного статуса

 

N

Среднее

Ст. откл.

N

Среднее

Ст. откл.

Математика (осень)

815

48,23

9,562

753

51,93

10,156

Математика (весна)

687

58,09

11,374

610

62,12

11,399

Чтение (осень)

815

47,95

10,085

753

52,52

9,301

Чтение (весна)

687

56,63

11,514

610

60,38

13,005

Источник: доклад Е.Кардановой, И.Антипкиной и А.Ивановой.

Дошкольный багаж содействует успеху

Исследователи выяснили «вес» факторов семейного бэкграунда и статуса школы для успеха первоклассников. Основной переменной использовался индекс социально-экономического статуса. Он был построен с помощью факторного анализа на базе четырех переменных: образования матери, профессионального статуса отца, числа книг в доме и среднемесячного дохода семьи. Исследователи построили индекс СЭС семьи ребенка со средним 0 и стандартным отклонением 1. Чем выше индекс, тем выше социально-экономический статус семьи ученика.

Зависимой переменной стали баллы детей по математике в конце первого класса, независимыми переменными на индивидуальном уровне - балл первоклассника по математике на входе в школу, а также индекс СЭС его семьи. На уровне школ были включены их расположение (город или село), тип школы, а также усредненный по школе балл по математике пришедшего в первый класс контингента учащихся.

Наибольшее влияние на балл по математике за первый год учебы оказывают переменные первого уровня: стартовый уровень ребенка по этому предмету и социально-экономический статус его семьи.

Чем выше эти показатели (при контроле других переменных), тем успешнее результаты первоклассника в конце учебного года, отметили исследователи.

На уровне школ значима переменная расположения. При контроле других переменных, на селе ученики демонстрируют в среднем на два балла ниже.

Авторы доклада акцентировали большой процент объясненной дисперсии на межшкольном уровне. Прогресс детей по математике значительно сильнее варьируется от школы к школе, чем внутри школ (на уровне учеников). «Таким образом, достижения по математике, которые демонстрируют ученики в конце первого класса, во многом зависят от их стартового уровня, но также и от того, в какую школу они попали», - подчеркнули Карданова, Антипкина и Иванова.

В целом результаты проекта показали высокую неоднородность уровня когнитивных навыков детей, пришедших в школу, и их семейного контекста. Еще сильнее неоднородность проявляется на уровне межшкольных контрастов. Некоторые различия в уровне начальной подготовки первоклассников наблюдаются между СОШ и школами с повышенным статусом.

Тем не менее, статус школы не определяет прогресс ребенка (по крайней мере, в математике). Хотя описательная статистика показывает некое преимущество школы повышенного статуса в плане демонстрируемых первоклассниками результатов в конце года обучения, «при контроле входного уровня детей и их социально-экономического статуса это преимущество стирается», указали Карданова, Антипкина и Иванова. Тем самым, уже на старте учебы можно прогнозировать прогресс учеников в конце первого класса.

См. также:

Социальное расслоение воспроизводится в образовании

Уровень развития территории влияет на успехи школьников

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ