Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Доклад исследователей Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елены Кардановой, Инны Антипкиной и Алины Ивановой «Прогресс первоклассников за первый год обучения в школе: фиксация неравенства на начальной ступени образования» был представлен на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ.
В гимназиях учатся более обеспеченные дети
Контекстная информация позволила исследователям оценить культурный капитал и финансовое положение семей первоклассников. Одним из критериев культурного уровня семьи считается количество книг в домашней библиотеке. В средней общеобразовательной школе (СОШ) больше детей, в доме которых — до сотни книг, в школах повышенного статуса чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием.
У детей из школ с повышенным статусом (лицеев, гимназий) более образованные матери: высшее образование есть у 71%, среднее профессиональное — у 22%. У ребят из обычных школ матери лишь в половине случаев имеют высшее образование, в трети случаев — среднее профессиональное.
Отцы детей-гимназистов и лицеистов чаще указывают более престижные места работы (эти данные коррелируют с ответами на вопрос о материальном положении семей). Они чаще занимают руководящие посты (директора, главврача) и чаще работают преподавателями, госслужащими, руководителями среднего звена, инженерами, они активнее заняты в творческих профессиях и бизнесе. Отцы детей из обычных школ чаще работают продавцами, строителями, водителями и пр.
В группе престижных школ больше родителей сообщают о более высоком уровне благосостояния семьи, чем в группе СОШ.
Рисунок 1. Доходы семей в месяц, руб.
Источник: доклад Е.Кардановой, И.Антипкиной и А.Ивановой.
Все данные исследования были получены с помощью специальной методологии iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), разработанной в Университете Дарема (Великобритания), но адаптированной к российским реалиям, авторы работы обследовали 1297 первоклассников из 38 школ Республики Татарстан (21 средняя общеобразовательная - СОШ, 17 школ повышенного статуса — гимназии, лицеи).
Инструмент iPIPS предусматривает двукратное оценивание уровня когнитивного и некогнитивного развития первоклассника. Первый раз дети тестировались осенью 2014 года, на входе в школу, второй раз — весной 2015 года, в конце учебного года. Изучались их навыки в словесности (письмо, словарный запас, чтение) и в математике (простой счет, сложение и вычитание, задачки). Различия показателей за год свидельствовали о прогрессе по школьным предметам.
Также оценивалось социальное и эмоциональное развитие ребенка. Наконец, учитывалась обширная контекстная информация — о семье (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей, воспитательные практики в семье) и учителях. Родители и педагоги анкетировались. Такой массив данных позволил увидеть историю обучения в более полном объеме.
Результат зависит от школы
Успехи детей значимо различаются в зависимости от статуса школ, выявили исследователи. В таб. 1 приведены средние баллы первоклассников по математике и чтению за оба цикла оценивания (среднее значение шкалы — 50). Результаты детей в школах повышенного статуса выше, чем в обычных школах, по всем областям оценивания. Кроме того, по осенним оценкам видно, что в гимназии, лицеи и другие школы повышенного статуса приходят более подготовленные ученики.
Таблица 1. Средние баллы первоклассников по чтению и математике в двух типах школ.
|
СОШ |
Школа повышенного статуса | ||||
|
N |
Среднее |
Ст. откл. |
N |
Среднее |
Ст. откл. |
Математика (осень) |
815 |
48,23 |
9,562 |
753 |
51,93 |
10,156 |
Математика (весна) |
687 |
58,09 |
11,374 |
610 |
62,12 |
11,399 |
Чтение (осень) |
815 |
47,95 |
10,085 |
753 |
52,52 |
9,301 |
Чтение (весна) |
687 |
56,63 |
11,514 |
610 |
60,38 |
13,005 |
Источник: доклад Е.Кардановой, И.Антипкиной и А.Ивановой.
Дошкольный багаж содействует успеху
Исследователи выяснили «вес» факторов семейного бэкграунда и статуса школы для успеха первоклассников. Основной переменной использовался индекс социально-экономического статуса. Он был построен с помощью факторного анализа на базе четырех переменных: образования матери, профессионального статуса отца, числа книг в доме и среднемесячного дохода семьи. Исследователи построили индекс СЭС семьи ребенка со средним 0 и стандартным отклонением 1. Чем выше индекс, тем выше социально-экономический статус семьи ученика.
Зависимой переменной стали баллы детей по математике в конце первого класса, независимыми переменными на индивидуальном уровне - балл первоклассника по математике на входе в школу, а также индекс СЭС его семьи. На уровне школ были включены их расположение (город или село), тип школы, а также усредненный по школе балл по математике пришедшего в первый класс контингента учащихся.
Наибольшее влияние на балл по математике за первый год учебы оказывают переменные первого уровня: стартовый уровень ребенка по этому предмету и социально-экономический статус его семьи.
Чем выше эти показатели (при контроле других переменных), тем успешнее результаты первоклассника в конце учебного года, отметили исследователи.
На уровне школ значима переменная расположения. При контроле других переменных, на селе ученики демонстрируют в среднем на два балла ниже.
Авторы доклада акцентировали большой процент объясненной дисперсии на межшкольном уровне. Прогресс детей по математике значительно сильнее варьируется от школы к школе, чем внутри школ (на уровне учеников). «Таким образом, достижения по математике, которые демонстрируют ученики в конце первого класса, во многом зависят от их стартового уровня, но также и от того, в какую школу они попали», - подчеркнули Карданова, Антипкина и Иванова.
В целом результаты проекта показали высокую неоднородность уровня когнитивных навыков детей, пришедших в школу, и их семейного контекста. Еще сильнее неоднородность проявляется на уровне межшкольных контрастов. Некоторые различия в уровне начальной подготовки первоклассников наблюдаются между СОШ и школами с повышенным статусом.
Тем не менее, статус школы не определяет прогресс ребенка (по крайней мере, в математике). Хотя описательная статистика показывает некое преимущество школы повышенного статуса в плане демонстрируемых первоклассниками результатов в конце года обучения, «при контроле входного уровня детей и их социально-экономического статуса это преимущество стирается», указали Карданова, Антипкина и Иванова. Тем самым, уже на старте учебы можно прогнозировать прогресс учеников в конце первого класса.
См. также:
Социальное расслоение воспроизводится в образовании