• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Валерия Малик, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Алексей Бессуднов, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии университета Эксетера (Великобритания)

Среди подростков, поступающих в десятый класс, наблюдается явный контраст. Из тех, чьи родители имеют высшее образование, в старшие классы идут почти вдвое больше учащихся по сравнению с теми, чьи родители не заканчивали вуз, выяснили в ходе исследования Валерия Малик и Алексей Бессуднов. Такое неравенство во многом обусловлено разницей социально-экономического и культурного «бэкграунда» школьников, который имеет множество проявлений: от уровня образования родителей и их умения ориентироваться в образовательной системе до представлений о том, что такое хорошие перспективы для ребенка.

Статья Малик и Бессуднова «Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы», вышедшая в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №1 за 2016 год, опирается на данные национальной панели исследования «Траектории в образовании и профессии» Института образования НИУ ВШЭ. Две волны проводились в 2012-2013 годах. Выборка включала 3268 человек из 42 регионов РФ. Респонденты также принимали участие в международных образовательных тестах TIMSS (2011 год) и PISA (2012 год).

Исследователи использовали метод регрессионного анализа. Зависимой переменной стало место обучения ученика после окончания девяти классов. Эта переменная равна единице, если ученик продолжил обучение в старших классах, и равна нулю, если он выбрал альтернативу. Независимые переменные — образование родителей и семейный доход, регион, годовые оценки школьника за восьмой класс, результаты ОГЭ (основной государственный экзамен, сдаваемый учениками девятого класса; ранее — ГИА) по математике и русскому языку, а также результаты PISA и TIMSS по математике, чтению и естественным наукам.

«Академический трек» выбирают те, кто лучше учится

Ситуация образовательного выбора учеников, закончивших девятый класс, служит первой развилкой, определяющей их будущее, и позволяет выстроить «академический» либо «неакадемический» треки. Первый предполагает обучение в старшей школе и поступление в вуз. Второй ведет к СПО и получению специальностей, не требующих вузовских знаний. «Академический трек» считается более перспективным: он дает молодежи немалые преимущества с точки зрения дальнейшего образования и карьеры. По сути, он может действовать как социальный лифт, в который, однако нужно все же «запрыгнуть». «Входом» здесь как раз и служит поступление в десятый класс, к которому у разных категорий разный доступ.

Как и ожидалось, ученики, выбравшие «академический трек», учатся лучше по сравнению со сверстниками, перешедшими в техникумы и училища. Среди ушедших в учреждения СПО 66% имели в восьмом классе тройку по русскому языку и 71% — тройку по алгебре. Среди оставшихся в десятом классе троечников намного меньше: 27 и 29%, отметили Малик и Бессуднов.

Образование родителей влияет на перспективы детей

Исследователи приводят результаты анализа вероятности перехода в десятый класс для выходцев из семей, различающихся образовательным уровнем. В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 87% детей продолжили обучение в старшей школе. Для семей, в которых вуз закончил только один из родителей, этот показатель уже ниже — 70%. Если в институте не учились ни мать, ни отец, шансы перехода в десятый класс для ребенка составляют 47%.

Если статистически контролировать успеваемость (еще одна модель подсчетов), то разница между учениками из более образованных и менее образованных семей уменьшается. При регрессионном анализе фактора образования родителей эксперты в качестве референтной группы выбрали группу детей, мать и отец которых не имеют высшего образования (38% в выборке). Оказалось, что вероятность поступить в десятый класс у ученика, оба родителя которого закончили вуз (в этой группе — 14% от выборки), на 16 процентных пунктов выше, чем у школьника из референтной группы с такими же годовыми оценками и результатами ОГЭ.

Другая модель подсчета учитывает в регрессионном анализе результаты тестов PISA и TIMSS. Вероятность перейти в десятый класс у ученика, чьи родители имеют вузовский диплом, на 19 процентных пунктов выше, чем у школьника из референтной группы, даже если уровень знаний у этих подростков, судя по тесту, одинаков. Иными словами, анализ групп учеников, различающихся уровнем образования их родителей, показал немалые вторичные эффекты.

Выше доходы семьи — лучше образование детей

Социально-экономический статус семьи измеряется не только образованием, но и уровнем доходов (оба показателя коррелируют между собой; коэффициент корреляции 0,36). Результаты подсчетов с контролем доходов оказались похожи на результаты регрессионного анализа фактора образования родителей, подчеркнули эксперты.

Для учащихся из семей с доходом более 80 тысяч рублей в месяц (3% в выборке) вероятность продолжить обучение в десятом классе на 16 процентных пунктов выше, чем для учащихся из семей с доходом ниже 20 тысяч рублей в месяц (39% выборки), даже после контроля по успеваемости и результатов тестов. Для семей с доходом 50-79 тысяч рублей в месяц эта вероятность выше на 11 процентных пунктов по сравнению с референтной группой (20 тысяч рублей в месяц), а для семей с доходом 30-49 тысяч рублей в месяц и 20-29 тысяч рублей в месяц — выше на восемь и на три процентных пункта соответственно по сравнению с референтной группой.

Даже после контроля по образованию родителей (в дополнение к успеваемости, итогам тестов и другим переменным) сохраняется значимая связь между семейным доходом и вероятностью перехода в десятый класс, добавили эксперты. Таким образом, и культурный капитал семьи, и ее материальные ресурсы независимо друг от друга вносят вклад в формирование образовательной траектории детей.  

Для того, чтобы дети из простых семей чаще пользовались шансами социального лифта, школа и ее администрация должны поощрять их к учебе в старших классах, считают Малик и Бессуднов. Необходим мониторинг на уровне школ, который дал бы четкое представление о доле девятиклассников из таких семей, продолживших обучение.