TIMSS – 2015. Первые результаты
Опубликованы результаты крупнейшего международного исследования грамотности TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study. Оно проводится почти в 60 странах мира каждые четыре года и позволяет оценить уровень математической и естественнонаучной грамотности учеников 4-х и 8-х классов. Также представлены результаты исследования TIMSS advanced, проводимого в выпускных классах с углубленным изучением математики и естествознания. Сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров, Татьяна Хавенсон и Ксения Адамович комментируют результаты.
В целом результаты TIMSS у российских школьников достаточно высокие. Ученики 4-х классов заняли 7 место в межстрановом рейтинге по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6 месте по математике и на 7-м в естественных науках. Это довольно стабильный результат для нашей страны.
Источники:
http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/student-achievement/trends-in-mathematics-achievement/
http://timss2015.org/advanced/timss-advanced-2015/mathematics/student-achievement/differences-in-advanced-mathematics-achievement-across-assessment-years/
Однако сильно вырвались вперед так называемые «азиатские тигры» – ученики Гонконга, Сингапура, Японии и Кореи. Для 8 класса разница в баллах по математике между ними и ближайшими конкурентами составляет 48 пунктов – это существенно больше, чем в прошлой волне TIMSS от 2011 года.
Исследование TIMSS Advanced, которое проводилось в профильных 11-х классах, показало, что за 20 лет практически все страны упали в баллах. Занять лидирующие позиции в рейтинге российским старшеклассникам, изучающим математику углубленно (больше шести часов в неделю), помогло то, что их результаты снизились меньше, чем у их сверстников, например, во Франции. Учащиеся же профильных классов не вышли на 1 место, разделив позицию с США. В целом баллы российских школьников в 2015 г. ниже, чем были и в 2008 г., и в 1995 г.
Исследование TIMSS ценно тем, что позволяет увидеть ситуацию в динамике. Если сравнить свежие данные с теми, которые были получены в рамках прошлого мониторинга в 2011 году, то можно увидеть, что достижения российский учащихся 8 и 11 классов, по сути, не выросли.
Более того, благодаря большому количеству информации, собираемой в TIMSS, можно зафиксировать ряд проблем в российском образовании. Дизайн исследования позволяет оценивать достижения одной и той же когорты учеников с течением времени. В 8 классе ученики набирают более низкие баллы, чем можно было бы ожидать с учетом их достижений в TIMSS в 4 классе. То есть можно предположить, что именно в средней школе происходит некий переломный момент, который приводит к тому, что дети хуже усваивают дальнейшую программу.
Источники:
http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/achievement-in-content-and-cognitive-domains/achievement-in-mathematics-content-domains/
http://timss.bc.edu/timss1995i/TIMSSPDF/C_admath.pdf
http://timss2015.org/advanced/timss-advanced-2015/mathematics/achievement-in-content-and-cognitive-domains/achievement-in-content-domains/
Интересно, что когорты учеников 4, 8 и 11 класса продемонстрировали прямо противоположные результаты по видам познавательной деятельности. Восьмиклассники хорошо применяют знания для решения стандартных задач, но теряются при выполнении заданий, требующих рассуждения. Аналогичные пробелы были выявлены и в предыдущих волнах TIMSS. К сожалению, говорить о какой-либо значимой положительной динамике в этой области не приходится. Четвероклассники, наоборот, хорошо справляются с задачами, требующими рассуждения, но хуже применяют знания в стандартных ситуациях. Для сравнения: в 2007 г. задания на рассуждения четвероклассникам давались труднее заданий из области «Применение». Ситуация изменилась в 2011 г. Наконец, одиннадцатиклассникам, изучающим математику углубленно, также немного хуже даются задания из области «Знание» и немного лучше задания из областей «Применение» и «Рассуждение».
По сравнению с прошлой волной исследования у российских школьников снизился интерес к математике. Доля тех, кому нравится изучать этот предмет, упала на 10 % в 8 классе и на 6 % – в 4-м. В целом интерес к математике у четвероклассников гораздо выше, чем у учеников 8-х классов – 52 % против 19.
Еще одна болевая точка, которую выявили данные TIMSS, – это огромный объем домашней работы, которую получают школьники. Россия лидирует по этому пункту в 8 классе. При этом по количеству уроков математики в начальной школе Россия находится почти в конце списка, а в 8 классе – в середине. То есть значительная доля работы по усвоению предмета ложится на плечи семьи, а не учителей.
Это важный факт, особенно если учитывать, что данные TIMSS говорят о росте уровня образования родителей. Многочисленные исследования показывают, что именно уровень образования родителей сильно связан с результатами учащихся. Таким образом, стоит с осторожностью подходить к оценкам эффективности изменений в учебных программах, поскольку высокие баллы учеников могут в большой степени обеспечиваться усилиями их родителей.
Еще один важный аспект, которому следует уделить внимание в контексте педагогической нагрузки – это данные о недовольстве учителей своей работой. По этому показателю в TIMSS Россия находится ближе к концу международного списка: многие педагоги говорят, что их не устраивает то, чем они занимаются.
Источник: http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/school-climate/teacher-job-satisfaction/
При этом, однако, российские учителя отмечают, что практически не сталкиваются с какими-либо трудностями в своей работе. По этому показателю Россия находится в самом начале списка по странам.
Источник: http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/school-climate/challenges-facing-teachers/
Таким образом, результаты международного исследования TIMSS позволили в очередной раз обратить внимание на ряд уязвимых мест математической подготовки учащихся в России, которые имеет смысл учитывать при составлении учебных программ и проектировании образовательной политики.
Исследования Института образования НИУ ВШЭ о результатах TIMSS:
Карной, М., Хавенсон, Т., Захаров, А., Лоялка, П., Шмидт, У., & Адамович, К. (2016). Характеристики учителей, образовательного процесса и результаты PISA: выводы для российской образовательной политики. В книге: Российские учителя в свете исследовательских данных (cc. 276–309). Москва: ИД ВШЭ.
Zakharov, A., Carnoy, M., & Loyalka, P. (2014). Which teaching practices improve student performance on high-stakes exams? Evidence from Russia. International Journal of Educational Development, 36, 13–21. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.01.003
Carnoy, M., Khavenson, T., & Ivanova, A. (2015). Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: a study of Russia and its neighbours. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 45(2), 248–271.
Carnoy, M., Khavenson, T., Loyalka, P., Schmidt, W. H., & Zakharov, A. (2016). Revisiting the Relationship Between International Assessment Outcomes and Educational Production: Evidence From a Longitudinal PISA-TIMSS Sample. American Educational Research Journal, 53(4), 1054–1085.