Эффективный контракт с учителем: что и как сработало?
Об исследовании, посвященном анализу последствий введения эффективного контракта в сфере школьного образования, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская.
Современные представления о качественном преподавании опираются на модель умений XXI века, которыми должен овладеть ученик за время обучения, в том числе, и с помощью учителя. Эта модель существенно трансформирует роль учителя и ставит высокие требования к его профессиональным компетенциям. В ряде стран она уже реализована в новых национальных образовательных стандартах, в системе подготовки педагогов и в новой организации учения и преподавания.
В России повысить качество работы школы в целом и педагога – в частности – должен был эффективный контракт с директорами и педагогами, о котором было заявлено еще в 2011 году. Все это должно было произойти за счет улучшения материального благосостояния как педагогов, так и образовательных учреждений. Отсутствие на данный момент анализа эффективности и последствий стратегии эффективного контракта, реализованного в сфере школьного образования, подтолкнуло экспертов к более детальному изучению данного вопроса.
В ходе исследования рассматривались изменения в системе подготовки учителей, их профессионального развития, условий труда, включая нагрузку и заработную плату, а также динамику показателей отчётности. Анализировалась организация стимулирующих выплат и их доля в общем объёме заработной платы. Анализ был направлен как на описание общих трендов, так и на выявление результатов эффективного контракта в разных возрастных группах и в группах учителей, работающих с контингентами учащихся разного уровня социального благополучия.
Данные исследования позволили выявить основные изменения в структуре учительского корпуса. Это, прежде всего, его омоложение за счёт прихода в школу выпускников педагогических вузов сразу после окончания обучения. Надо отметить, что когорта самых молодых учителей (25–29 лет) в России больше, чем в среднем в странах ОЭСР.
«Анализ подтвердил рост зарплаты и уровня удовлетворённости учителей, происходивший на протяжении нескольких лет. Однако тревожным сигналом является остановка этого тренда и по ряду признаков изменение его на противоположный, что происходило в 2015 и 2016 годах, – рассказывает Марина Пинская. – Один из выводов, который можно сделать на основе исследования: на данный момент препятствиями для долговременного роста профессионального потенциала учителей остаются отсутствие стимулов к повышению уровня профессионализма и отсутствие надёжных механизмов, позволяющих организовать это повышение эффективно и в соответствии с современными моделями. Основными моделями этого типа в зарубежной практике являются профессиональные обучающиеся сообщества учителей, сетевые профессиональные сообщества, программы профессионального развития на базе НКО и в пространстве неформального образования».
Как отмечают исследователи, чтобы эффективный контракт обеспечивал непрерывное профессиональное развитие учителей, а не только их привлечение и сохранение в системе образования, нам сегодня необходимы решения, которые будут синхронизировать действия профессионального стандарта и системы оценки качества и поощрения педагогов.
Важным результатом исследования является вывод об устойчивости сложившейся системы распределения финансовых стимулов в пользу наиболее социально благополучных и обеспеченных ресурсами школ. Исследование показало, что система оплаты труда учителей недостаточно чувствительна к повышенной сложности работы в социально неблагополучных классах и школах. Это служит препятствием для привлечения в неблагополучные школы высокопрофессиональных учителей и сильных директоров, сокращая возможности школы вносить вклад в преодоление образовательного неравенства.
Чтобы говорить об изменениях в структуре и качестве учительского корпуса, происходящих в течение последних 3-5 лет, экспертам еще предстоит большая работа. Необходимо провести анализ комплекса данных, чтобы определить, насколько изменения, происходящие в составе учительского корпуса, уровне профессионализма учителей, системе оценки качества работы педагогов, образовательных достижений школьников, соответствуют целям введения эффективного контракта, – а также выявить незапланированные эффекты реализованной стратегии. Всё это создаст основания для поддержки принимаемых управленческих решений и их продуктивной коррекции.
*****
Предварительный анализ последствий введения эффективного контракта и другие актуальные вопросы образования будут обсуждаться в рамках Международного симпозиума «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая будет проходить с 11 по 14 апреля 2017 г. в НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, ул. Мясницкая, д.11.
С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Пинская Марина Александровна
Пинская Марина Александровна
Центр социально-экономического развития школы: Ведущий научный сотрудник