Связь образования и рынка труда
Высшее образование сегодня как никогда востребовано выпускниками школ и их родителями. Неудивительно, ведь в России потенциальная отдача от высшего образования продолжала расти в постсоветский период, и эта тенденция сохраняется сейчас. Выпускники часто связывают свой успех в жизни и в профессии с получением высшего образования, и на этот запрос реагируют вузы, предлагая разнообразные программы подготовки. Казалось бы, спрос рождает предложение. Однако так ли это хорошо для общества в целом и для самих выпускников?
«Мы можем попытаться ответить на этот вопрос с позиции концепции общего блага (“common good”). С одной стороны, образование само по себе является общим благом: оно способствует развитию личности и раскрытию талантов. Поэтому рост доступности образования можно только приветствовать. С другой стороны, образование в условиях стратифицированного общества может служить инструментом воспроизводства неравенства, и его связь с рынком труда и производством играет в этом не последнюю роль», – отмечает Наталья Кармаева, доцент Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ.
Во-первых, речь идет о процессуальном неравенстве, которое характеризует нерациональный выбор образовательной и профессиональной траектории выпускниками. У выпускников нет полной информации о том, какие специальности будут наиболее востребованы на рынке труда, их предпочтения формируются в социальном контексте и зачастую даже не осознаны на момент выбора. Во-вторых, неравенство может проявляться в результатах, в премии на образование, – в зависимости от качества образования, территориальной локализации, профессии. Важное влияние на отдачу от образования оказывает и состояние рынка труда и экономики на момент выхода выпускника на рынок труда, тип сектора занятости, пол, материальное благополучие семьи.
По данным анализа Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в постсоветский период значительно выросла отдача от высшего образования, а также увеличилось количество индивидов с высшим образованием. С другой стороны, несмотря на всю положительную динамику, существуют значительные диспропорции в зависимости от сектора, пола, профессии, типа населенного пункта.
«Мы выявили, что существуют различия по возрастным когортам и по полу: у мужчин выше отдача от высшего образования именно в возрасте от 25 до 35 лет. Для женщин характерна задержка в отдаче от образования. В 35-45 лет женщины с высшим образованием могут рассчитывать на значительную премию на образование. В других возрастных группах их положение на рынке труда, в частности, по сравнению с мужчинами, характеризуется чрезмерной образованностью (“overeducation”), когда, несмотря на более высокое образование, они зарабатывают меньше мужчин в схожих профессиях. Мы показали значимость типа сектора помимо половозрастных различий в отдаче на образование», – отметила Наталья Кармаева.
*****
Связь образования и экономики (рынка труда) и другие актуальные вопросы образования будут обсуждаться на Международном симпозиуме «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая будет проходить с 11 по 14 апреля 2017 г. в НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, ул. Мясницкая, д.11.
Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Аспирантская школа по образованию.
Кармаева Наталья Николаевна
Департамент образовательных программ: Доцент