• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный консорциум обсуждает компетенции, которыми должен обладать выпускник школы

В начале июня Институт образования НИУ ВШЭ провел первый рабочий семинар Международного консорциума проекта «Ключевые компетенции и новая грамотность», который реализуется при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В семинаре участвовали представители исследовательских центров Англии, Канады, Китая, Кореи, Польши, Финляндии, Московского городского педагогического университета.

Проект стартовал в феврале 2017 г., а июньский семинар стал первым рабочим мероприятием созданного Международного консорциума, в который вошли Университетский колледж Лондона, Бостонский колледж, Университет Хельсинки, Пекинский университет, Национальный университет Сеула, Университет Торонто и польский think-tank "Институт фактов". Консорциум работает в кооперации с программой «Образование-2030» ОЭСР и Международным бюро образования ЮНЕСКО. 

Как подготовить выпускников школ к стремительно меняющемуся миру, что такое современная грамотность, как сочетать обучение предметным знаниям с задачей формирования ключевых надпредметных компетенций — тема, которая остро актуальна для социально-экономического планирования и широко обсуждается образовательным сообществом.

Главный вопрос, стоящий сегодня перед национальными системами образования, — как обеспечить развитие навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.

Jarkko Hautamäki

Emeritus Professor (University of Helsinki, Finland)

Новые модели производства и потребления существенно изменили рынок труда. Некоторые профессии уже не пользуются спросом, а спрос на другие, наоборот, быстро растет, требуя новых компетенций. Важнейшими чертами профессионалов будущего работодатели называют лидерство, самоэффективность, развитые навыки межкультурной коммуникации, ИКТ-компетентность, информационную грамотность, гибкость и готовность к сотрудничеству, критическое мышление, стратегическое видение будущего и способность находить нестандартные, необычные решения проблем. При этом большинство руководителей мировых компаний считает дефицит подобных компетенций  наиболее серьезным препятствием для роста в условиях современных вызовов.

Летом 2018 года консорциум опубликует международный доклад, в котором предложит ответы на эти вопросы, в том числе рекомендации для России. Целью июньского семинара было формирование команды, выработка общего понимания подходов к анализу компетенций и грамотности, планирование дальнейшей работы.

Ключевые компетенции в целях анализа предложено разделить на три крупных взаимопереплетающихся группы:
1) связанные с мышлением (критическое, креативное),
2) связанные с социальным и эмоциональным взаимодействием с окружающими (кооперация, коммуникация),
3) связанные с саморегулированием (умение планировать, адаптироваться, учиться самостоятельно и др.).  Компетенции, в отличие от грамотности, не принадлежат какой-либо определенной сфере, — они предполагают способность человека мобилизовать имеющиеся у него знания, умения, навыки, установки в определенной ситуации для решения какой-либо задачи.

Грамотность же делится на два вида:
1) грамотность как навык использования инструментов (читательская и математическая грамотность, а также новый важнейший вид грамотности — цифровая);
2) грамотность как владение базовым понятийным аппаратом той или иной сферы (финансовая, правовая, экологическая, медицинская грамотность и др.).
Неграмотность в этих областях означает, что человек не способен полноценно использовать возможности, предоставляемые ему современным обществом, что ведет к углублению социального неравенства и социальному исключению уязвимых категорий населения и в перспективе — к социальной нестабильности.

Участники семинара поделились опытом своих стран: формирование ключевых компетенций и современной грамотности может обеспечиваться за счет включения специальных модулей в существующие школьные предметы (модель Канады, Финляндии), так и за счет внеурочных занятий (модель Южной Кореи). 
 

Юлия Чечет

Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"

Очень интересен опыт Онтарио в Канаде. Думаю, мы очень многое можем у них позаимствовать, потому что это тоже большая страна, и интересно посмотреть, как они реформировали систему. Очень интересны ошибки английской системы образования, о которых рассказывала Джемма Мосс. Полезно изучить намерения по перестройке системы образования в Китае и Корее. Например, Китай в качестве результата своих усилий видит всесторонне развитого человека.  Сейчас как раз выходит на первый план тема «сложного» человека. Мне кажется, что мы как страна идем в правильном направлении, но нужна определенная гибкость, чтобы все чуть-чуть адаптировать.

Предстоит определить, какой путь выбирать для себя странам, еще не ступившим на путь трансформации школьного образования, ориентированного на ключевые компетенции, и какими критериями руководствоваться в своем выборе. Эти вопросы будут рассмотрены в готовящемся международном докладе.

Gemma Moss

Professor (University College London, United Kingdom)

В отличие от большинства нынешних технологических инноваций, которые могут довольно быстро распространяться, социальная инженерия – гораздо более медленный процесс. Социально-экономические эффекты образовательных реформ часто проявляются через многие годы, даже десятки лет. Поэтому при разработке принципиально новых образовательных стратегий нужно ориентироваться на то, чтобы современные компетенции и грамотность были доступны как можно более широким слоям населения: и дошкольникам, и "миллениалам", и пожилым людям. Только тогда возможно подлинное улучшение человеческого капитала, когда одни его элементы поддерживают и усиливают другие.

Масштабный проект «Ключевые компетенции и новая грамотность», над которым работает Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», включает также направления:

 


"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".

Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.