Международный консорциум обсуждает компетенции, которыми должен обладать выпускник школы
В начале июня Институт образования НИУ ВШЭ провел первый рабочий семинар Международного консорциума проекта «Ключевые компетенции и новая грамотность», который реализуется при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В семинаре участвовали представители исследовательских центров Англии, Канады, Китая, Кореи, Польши, Финляндии, Московского городского педагогического университета.
Проект стартовал в феврале 2017 г., а июньский семинар стал первым рабочим мероприятием созданного Международного консорциума, в который вошли Университетский колледж Лондона, Бостонский колледж, Университет Хельсинки, Пекинский университет, Национальный университет Сеула, Университет Торонто и польский think-tank "Институт фактов". Консорциум работает в кооперации с программой «Образование-2030» ОЭСР и Международным бюро образования ЮНЕСКО.
Как подготовить выпускников школ к стремительно меняющемуся миру, что такое современная грамотность, как сочетать обучение предметным знаниям с задачей формирования ключевых надпредметных компетенций — тема, которая остро актуальна для социально-экономического планирования и широко обсуждается образовательным сообществом.
Главный вопрос, стоящий сегодня перед национальными системами образования, — как обеспечить развитие навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.
Emeritus Professor (University of Helsinki, Finland)
Летом 2018 года консорциум опубликует международный доклад, в котором предложит ответы на эти вопросы, в том числе рекомендации для России. Целью июньского семинара было формирование команды, выработка общего понимания подходов к анализу компетенций и грамотности, планирование дальнейшей работы.
Ключевые компетенции в целях анализа предложено разделить на три крупных взаимопереплетающихся группы:
1) связанные с мышлением (критическое, креативное),
2) связанные с социальным и эмоциональным взаимодействием с окружающими (кооперация, коммуникация),
3) связанные с саморегулированием (умение планировать, адаптироваться, учиться самостоятельно и др.). Компетенции, в отличие от грамотности, не принадлежат какой-либо определенной сфере, — они предполагают способность человека мобилизовать имеющиеся у него знания, умения, навыки, установки в определенной ситуации для решения какой-либо задачи.
Грамотность же делится на два вида:
1) грамотность как навык использования инструментов (читательская и математическая грамотность, а также новый важнейший вид грамотности — цифровая);
2) грамотность как владение базовым понятийным аппаратом той или иной сферы (финансовая, правовая, экологическая, медицинская грамотность и др.).
Неграмотность в этих областях означает, что человек не способен полноценно использовать возможности, предоставляемые ему современным обществом, что ведет к углублению социального неравенства и социальному исключению уязвимых категорий населения и в перспективе — к социальной нестабильности.
Участники семинара поделились опытом своих стран: формирование ключевых компетенций и современной грамотности может обеспечиваться за счет включения специальных модулей в существующие школьные предметы (модель Канады, Финляндии), так и за счет внеурочных занятий (модель Южной Кореи).
Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Предстоит определить, какой путь выбирать для себя странам, еще не ступившим на путь трансформации школьного образования, ориентированного на ключевые компетенции, и какими критериями руководствоваться в своем выборе. Эти вопросы будут рассмотрены в готовящемся международном докладе.
Professor (University College London, United Kingdom)
Масштабный проект «Ключевые компетенции и новая грамотность», над которым работает Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», включает также направления:
- Ключевые компетенции XXI века: 4К (мониторинговое и внутриклассное оценивание критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации у школьников);
- Оценка социальных и эмоциональных навыков в школе: ESP;
- Конкурс «Школа навыков XXI века».
"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.
Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.