• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантский резерв помогает определиться с выбором

Студенты очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика», испытывающие интерес к научной карьере, могут воспользоваться привилегиями при поступлении в аспирантскую школу по образованию.

Каким должно быть образование? Какие педагогические технологии и управленческие решения достойны внедрения? Споры на эти темы ведутся постоянно, причем высказываемые точки зрения часто основываются только на личном опыте. Однако в такой сфере, как образование, ошибки могут дорого стоить. Проведение серьезных исследований в образовании, подготовка людей, которые способны проводить подобные исследования, стратегически важны.

Магистерские программы «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика» воспитывают в своих студентах исследовательскую компетентность: умение ставить исследовательские вопросы, проводить исследования в области образования с опорой на глубокое знание количественных и качественных методов, в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами, а также способность анализировать данные и интерпретировать полученные результаты. Практически все магистранты очных программ трудоустроены в научные подразделения Института и получают опыт научной работы в реальной практической деятельности.

Аспирантский резерв — уникальная возможность, которую предлагает Институт образования студентам своих очных магистерских программ, демонстрирующим исследовательский талант и предрасположенность к научной работе.

Практика показала, что трех лет, отводимых на обучение в очной аспирантуре, как правило, недостаточно для проведения исследования в области образования и подготовки диссертации. Обычно в эти сроки успевают те аспиранты, которые имеют определенный задел: публикации, первые исследовательские результаты. Таким образом, если начинать работать с потенциальными аспирантами раньше, еще на этапе их обучения в магистратуре, то появляется больше шансов и времени на подготовку и защиту диссертации.

Дерзкова Надежда Петровна
Департамент образовательных программ: Заместитель директора

Идея аспирантского резерва, как и идея построения непрерывного трека «магистратура+аспирантура», аналогичного существующему в ведущих исследовательских университетах мира, принадлежит А.М.Сидоркину, первому академическому директору аспирантской школы по образованию. Реализация стала возможна благодаря поддержке научного руководителя Института образования И.Д.Фрумина, а также содержательному и организационному участию академических руководителей очных магистерских программ Инобра, П.А.Сафронова и Е.Ю.Кардановой.

Программа подготовки аспирантского резерва включает возможность участия магистрантов в аспирантских семинарах, бесплатный интенсивный курс подготовки к экзамену по английскому языку на международный сертификат (TOEFL/IELTS), консультации потенциального научного руководителя по предполагаемой теме диссертационного исследования и подготовке проекта исследования.

Аспирантский резерв существует уже два года. В этом году благодаря участию в резерве 7 выпускников «Доказательной образовательной политики» и «Измерений в психологии и образовании» 2017 года успешно прошли вступительные  испытания и рекомендованы к поступлению в аспирантуру по итогам первой волны набора.

О своем опыте прохождения аспирантского резерва рассказывает аспирантка первого курса, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Анастасия Капуза:


— Когда я получала психологическое образование в специалитете, то уже после третьего курса начала работать психологом. Но пока писала диплом, поняла, что исследования — это гораздо интереснее. Практика сильно отстает от теории, по крайней мере, в психологии. Мне понравилось искать скрытые связи, ставить вопросы и понимать природу происходящего.

Через год после выпуска я абсолютно случайно нашла информацию о программе «Измерения в психологии и образовании». Меня заинтересовала математическая составляющая, количественный подход к психологии, я подала документы и поступила. Про аспирантуру начала задумываться после первого курса магистратуры: понравилась атмосфера Института, привлекла возможность заниматься тем, что интересно.

Аспирантский резерв очень помог: cам факт поступления туда уже сделал мою судьбу крайне определенной. Мы получили возможность посещать аспирантские семинары, где Александр Михайлович Сидоркин подкидывал провокационные вопросы, развивал интересные темы, обсуждал с нами актуальные исследования. Аспирантские семинары были полезны для профессионального развития (например, в плане методологии) и помогли мне в преподавательской деятельности.

Большой помощью для меня был и бесплатный интенсивный курс подготовки к экзамену IELTS, который нужно сдать, чтобы иметь возможность пройти в академическую аспирантуру. У меня был плохой английский: я много читала во время обучения в магистратуре, но не писала и не говорила. Серьезные занятия английским начались для меня именно в аспирантском резерве. Я начала готовиться в феврале, а 30 июля сдала IELTS на общий балл 6, что достаточно для поступления. Я безумно благодарна нашей преподавательнице английского, Наталии Борисовне Колядиной.

Аспирантский резерв мне кажется полезным и в социальном плане. Это группа поддержки — у нас общая цель, мы собираем один и тот же комплект документов, испытываем одинаковые трудности, консультируемся друг с другом, централизованно задаем вопросы менеджерам. Ощущение принадлежности к такой группе абитуриентов снижает тревожность. Гораздо реже не спишь ночами, размышляя о том, на правильном ли ты пути.

Чем я занимаюсь сейчас? Еще во время учебы в магистратуре я начала работать в Международной лаборатории анализа образовательной политики, где изучаю неравенство в образовании и факторы, связанные с академическими успехами детей. Но свою диссертацию я собираюсь посвятить психологии обучения. Сейчас пишу про возможность измерения структуры знаний.

Набор на очные программы Института образования ВШЭ ― до 20 июля 2017 г.

 


Очные магистерские программы
 для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании».

Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут. 

«Управление в высшем образовании» - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.