• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что ждет аспирантов после поступления?

Поступая в аспирантуру, далеко не все молодые ученые хорошо представляют, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие три года. Психологически многие из них еще являются студентами: они привыкли к университетской системе обучения с обязательным посещением лекций, практическими занятиями, системой зачетов и экзаменов. Но цель обучения в аспирантуре – научиться заниматься научной работой. Аспирант сам определяет и развивает свою дальнейшую научную траекторию. 

Аспирантская школа Института образования ВШЭ ведет подготовку исследователей, способных к самостоятельному проведению научных исследований в области образования на международном уровне, компетентных в экспертно-аналитической, консультационной, научно-педагогической, образовательной и организационно-управленческой деятельности.

О том, как прошел первый год обучения, рассказывают аспиранты Института образования ВШЭ.

 


Ирина Щеглова:

Меня приятно удивило большое количество возможностей, которые предлагает аспирантам Институт образования и управление аспирантуры. Аспиранты могут посещать любые заинтересовавшие их курсы, которые помогут продвинуться в работе над диссертационным исследованием. В этом учебном году я взяла сразу несколько курсов: «Сетевой анализ данных», «Методы онлайн-исследований» и «Профессиональная этика в социальных науках». Также я принимала участие в симпозиуме международного консорциума SERU-I «Политика и стратегия в новую эру образования» в Нью-Джерси (США) и ездила на международную летнюю школу по сетевому анализу в Санкт-Петербурге. Кроме этого, в Институт образования регулярно приезжают профессора мирового уровня, с которыми можно обсудить тему исследования и задать интересующие вопросы.  

Я думаю, что поступить в обычную аспирантуру несложно. Однако этого нельзя сказать про академическую аспирантуру, так как в прошлом году был конкурс на получение академического места. С каждым годом растет число желающих получить качественное образование, потенциальных аспирантов привлекает возможность стажировки в зарубежном вузе, а также участие в международных конференциях. Поэтому при отборе руководители аспирантской школы обращают внимание на научный бэкграунд, уровень владения иностранным языком, а также предварительно сформированную тему исследования, которая в идеале соответствовала бы направлениям научных подразделений Института образования.    

 

Кирилл Сергеев:

Моя работа посвящена самообразованию и совместному обучению, их влиянию на образовательные процессы. Статистические данные свидетельствуют о том, что чем старше в России человек, тем меньше он уделяет внимания самообразованию как способу получения новых знаний или навыков. При эффективном формировании необходимой среды самообразование и совместное обучение могут изменить традиционные образовательные процессы и способствуют развитию непрерывного образования.

Поиск руководителя занял достаточно длительное время, так как я не был ни с кем знаком. Я искал потенциальных руководителей со смежными интересами на сайте, писал письма, созванивался, встречался. Уже на этом этапе я понял, что многие сотрудники Института образования ВШЭ очень отзывчивы. Например, кто-то говорил, что моя тема не входит в зону их профессиональных интересов, но вместе с тем советовал других коллег, которым это могло бы быть интересно. Что касается самих вступительных экзаменов, то здесь я тоже был приятно удивлен, так как один из экзаменов я сдавал дистанционно, находясь в другой стране. Институт и управление аспирантурой предоставляют возможность всем, кто потенциально заинтересован в поступлении.

В ближайшей перспективе я планирую реализовать проект про российские образовательные ресурсы и инновационные проекты в образовании. Планирую двигаться в соответствии с собственным учебным планом, а также выходить на международный академический уровень, так как это неотъемлемая и важная часть исследовательской деятельности.

 



Фарида Загирова:

На первом году обучения в Вышке меня удивило и поразило практически все. Неожиданным был подход к построению учебы. Очень приятно всестороннее вовлечение аспирантов в деятельность Института образования, в научно-исследовательские проекты, а также – при организации семинаров, конференций – участие в качестве дискуссантов. Все это помогает развиваться не только с точки зрения своей научной деятельности, но и в личностном плане. И очень плотный учебный график: у нас практически не было свободного времени.  

Новым для меня было абсолютно все. Москва не мой родной город, я никогда не ездила до учебы по полтора-два часа в одну сторону и никогда не работала в ведущем российском вузе. Если касаться образовательных аспектов, то очень интересно оказалось изучать философию, которую я никогда раньше особо не любила. Именно здесь я начала понимать, в каких целях и как она может быть полезна для проведения исследований, для построения понимания научной картины мира. Я думаю, что нас впереди ждет еще много удивительного.

Тема моей диссертации напрямую касается академической неоднородности студентов в российских вузах, их академической подготовки на стадии поступления в вузы и того, как вузы реагируют на такую неоднородность. Есть слабые, есть сильные, кому-то нужно помогать, подтягивать их в знаниях каких-то базовых предметов, в то же время для группы талантливых студентов, которые академически подготовлены и хорошо мотивированы, может не хватать той нагрузки, которую предлагает университет в рамках образовательной программы. И здесь становится важным дать этим студентам возможность реализовывать свой потенциал через предоставление им каких-то дополнительных образовательных возможностей, организации для них каких-то специальных курсов, как это делается на Западе, например, honors programs для талантливых студентов. Моя цель – изучить вот эти образовательные практики и стратегии вузов в их работе с различными группами студентов: как они реагируют на эту неоднородность и что могут предложить студентам для удовлетворения их академических нужд.

Цели просты – развиваться, учиться, защитить кандидатскую диссертацию и стать одним из передовых исследователей в своей сфере не только в России, но и за рубежом.

 

 

Мария Юнилайнен:

Поступить было легко... То ли начинается после того, как поступил! Ох!

До аспирантуры я уже училась в Вышке в магистратуре и думала, что от перемены института ничего не изменится, ведь я по-прежнему в ВШЭ! Ошибалась: у Института образования свой – неповторимый – дух! Наш институт – как островная часть какого-нибудь государства. Вроде бы мы и граждане большой страны, но живём немного своей жизнью, как и положено добропорядочным островитянам. Удивила, поразила и вдохновила, наверное, на много лет вперёд колоссальная работоспособность коллег! Здорово, когда люди так искренне любят свою работу, что не наблюдают часов... В таком коллективе я впервые, и мне чертовски повезло!

Вообще аспирантура – это сложно, и если вас попытаются убедить в обратном, то «да отрежут лгуну его гнусный язык»! Осознать вдруг всю серьёзность затеянного (а судя по опыту коллег, такое осознаётся только вдруг и никак иначе) было как мешком по голове! Немного оправившись от шока, я поняла, что несмотря ни на что, бежать никуда не хочется, потому что расти над собой – это пусть и тяжело иногда, но приятно.

Моя работа посвящена сложному и важному вопросу – как и почему современная школа, место, где взрослеющий человек проводит 11 лет своей жизни, воспитывает именно так, а не иначе? И как это – «так»? Что из школьного воспитания – багаж далёкого прошлого, а что всё-таки поможет молодым людям реализоваться завтра? Удивительно, но в сегодняшнем 2017-м на школьников обрушивается целый шквал ценностей из разных эпох. Я пытаюсь разобраться, как из понятной «советской системы воспитания» получился салат «воспитания постсоветского», пестрые элементы которого иногда поражают своей несочетаемостью! Загадка!

Мои планы на будущее, как у всех, – научные статьи, конференции, семинары. А если честно-пречестно, то я, конечно, мечтаю стать исследователем, когда вырасту! 

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.