• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Философия Фуко и эмпирические данные об отношении к социальным сетям

В издательстве Springer вышла книга «Transforming Education». Один из ее разделов под названием «Coup D’etat* in the Panopticon: Social Networking in Education» написан директором Центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Дианой Королевой в соавторстве с Ashley Simpson (Университет Хельсинки). Идея этой работы пришла автору во время аспирантских занятий по философии образования.

*Coup D’etat – переворот, смена власти, смена режима.

Это материал, который родился из наших с Александром Михайловичем Сидоркиным аспирантских занятий по философии. Встречи проходили на английском языке, и обсуждали мы современные тексты и фундаментальные теории. Я помню упражнение, когда мы должны были любую теорию попробовать применить к нашим исследованиям. Поначалу казалось, что это невозможно. Но вот в одной такой нашей дискуссии мы обсуждали Фуко и его теорию структуры власти, представленную в работе «Надзирать и наказывать».

Королева Диана Олеговна
Центр изучения инноваций в образовании: Директор

Паноптизм во многом отражает структуру современных социальных институтов, в том числе и структуру школы. В течение долгого времени технологии, применяемые для обучения, серьезно не менялись: присутствовала классно-урочная система, система оценивания, так или иначе, система наказаний. Незыблемыми оставались и отношения «учитель – ученик»: учитель в центре, его мнение наиболее весомо; ученик – это «сосуд», в который учитель вливает знания, предусмотренные программой. Таким образом, полностью повторялась идея паноптикума, которая применима – с необходимыми изменениями — ко «всем заведениям, где на сравнительно небольшом пространстве требуется держать под надзором некоторое количество людей». Однако с появлением новых коммуникационных технологий, интернета и социальных сетей, куда переместилась существенная часть жизни современных подростков, появились новые формы получения знаний. Система образования не спеша стала перенимать передовой опыт коммерческих корпораций и инновационных платформ. Система высшего образования, а затем и школьная система стали вводить современные технологии в процесс обучения, в корне меняющие устоявшиеся традиции. Появились системы дистанционного обучения, MOOC, flip teaching и др. Одним из новых трендов в построении образовательного процесса стала организация работы и взаимодействия учащихся в социальных сетях. Статическая связь «учитель – ученик» на этой новой территории подвергается существенным изменениям и не находит отклика в паноптической схеме. В многочисленных интервью с учителями можно слышать, что они растеряны и не совсем понимают, как себя вести с учениками в этом виртуальном пространстве. Рассматривая соцсеть как место привычного общения и времяпрепровождения для школьников, сами учителя боятся быть увиденными и оцененными в «невыгодном для себя свете».

Поначалу Диана использовала материалы интервью с российскими учителями, которые собирала в ходе диссертационного исследования: «Но так как феномен социальных сетей – это глобальная история, мне было крайне любопытно, как к использованию этих ресурсов в образовании относятся европейские или американские учителя, есть ли там позитивные кейсы». Удачной возможностью для Дианы оказалась поездка на летнюю школу «Summer School on Education: The Future of School», где она смогла поговорить с учителями из разных стран. От интервью к интервью истории повторялись, педагоги рассказывали, что боятся современных девайсов у школьников, не хотят попасть в интернет, не знают, как реагировать на запросы о добавлении «в друзья». Эмпирические данные стали иллюстрацией философской теории.

Публикация работы сопровождалась сложностями: «Мне пришел отказ из двух уважаемых зарубежных журналов. Для себя я сделала вывод – «гибридные» статьи заведомо проигрывают. Журналам по философии образования не нужна эмпирика, а эмпирическим журналам не нравится философия». Но после всех отказов Диане пришло письмо, где говорилось, что в настоящий момент издательство Springer собирает материал для книги Transforming Education, и статья отлично туда подходит.

Полный текст работы

 

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.