• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Помощь школам в неблагоприятных социальных условиях

Как эффективно обучать и воспитывать ребят с рисками школьной неуспешности? Как сделать эти практики доступными для наиболее уязвимых школ  находящихся в неблагоприятных социальных условиях и с низкими образовательными результатами? 24 ноября в Институте образования НИУ ВШЭ прошла межрегиональная научно-практическая конференция, где в очном и дистанционном формате эти вопросы обсуждало более 600 человек.

Каких навыков не хватает учителям?

В ноябре Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ провел исследование существующих практик профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в области использования современных технологий обучения и воспитания учащихся с рисками школьной неуспешности. Его результаты представили аналитик Центра Надежда Бысик и стажер Центра Роман Звягинцев.

Исследование проводилось в виде анкетирования учителей общеобразовательных школ (683 педагога), интервьюирования директоров (30 интервью) и фокус-групп учителей (16 фокус-групп).

Основные, выявленные авторами исследования, дефициты педагогов в области профессионального развития – слабое знание, владение и применение педагогических технологий работы с учащимися с риском образовательной неуспешности и преобладание традиционных практик работы. Хотя нельзя не отметить, что благодаря системной работе по внедрению нового ФГОС и инклюзии большинство опрошенных сказали, что владеют знаниями и умениями работы с детьми с ОВЗ.

При ответе на открытый вопрос об известных им технологиях участники исследования чаще всего называли смысловое чтение, ТРИЗ, развитие критического мышления, а также педагогику сотрудничества и дифференцированное обучение.

В ходе исследования мы выявили многочисленные запросы учителей школ на повышение профессиональной квалификации в области работы с группами слабо успевающих учащихся с низкой учебной мотивацией и девиантным поведением. Эти вопросы традиционной системой повышения квалификации практически не решаются.

Бысик Надежда Викторовна
Центр социально-экономического развития школы: Аналитик

Исследователи определили основные препятствия на пути к расширению арсенала используемых педагогических практик работы с детьми с риском образовательной неуспешности. Помимо внешних причин (большая учебная нагрузка, многочисленная отчетность, слабый интернет), это и причины, связанные с нежеланием педагогов изменять устоявшиеся рутинные модели преподавания и взаимодействия с неуспешными детьми.

Эффективные технологии от практиков

Организаторы конференции не только рассказали об исследовании, но и познакомили педагогов, руководителей школ, специалистов системы повышения квалификации, научных работников и представителей вузов с самыми современными технологиями, позволяющими учителю эффективно работать с разными категориями учащихся.

Были представлены медиация, наставничество, тьюторство, формирующее оценивание, обучение русскому языку как неродному, развитие критического мышления, кураторская методика, коучинг, коллективное планирование и анализ уроков, проектирование в информационных средах и многое другое.

Видеозаписи выступлений будут в ближайшее время размещены на YouTube-канале «Эффективная школа».

Ниже представлен список докладчиков конференции и ссылки на их презентации.

  • Архипова Ю.С. – Методика системного развития детей с учетом эмоционального интеллекта (ссылка)
  • Груничева И.Г. – STEM-образование, доступное для всех – ресурсы образовательной онлайн-платформы Стемфорд (ссылка)
  • Гульчевская Н. – Коучинговый подход для развития успешности учащихся и педагогов в школах с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ссылка)
  • Джансугирова Ж.Д. – Эффективность внедрения исследования урока в практику школ: от индивидуального к коллективному решению проблем (ссылка)
  • Журба Л.В. – Дистанционная программа обучения учителей Республики Казахстан – инструмент внедрения Исследования урока в качестве модели профессионального обучения (ссылка)
  • Илюхин Б.В. — Использование результатов оценочных процедур (ссылка)
  • Камка С. – Добро пожаловать в «Словарус»! (ссылка)
  • Ковалева Т.М. – Введение в тьюторство (как тип образовательного наставничества) (ссылка)
  • Крупа Т. – Технологии организации проектно-исследовательского подхода в начальной и средней школе (ссылка)
  • Куксо Е.Н. – Кураторская методика как способ обеспечить равный доступ к качественному образованию (ссылка)
  • Курвитц М. — Сетевые ресурсы как уникальная возможность для профессионального развития педагога (ссылка)
  • Мухаметшина Л.М. – Эффективные приемы развития в учащихся навыков 4К (коммуникация, коллаборация (сотрудничество), критическое и креативное мышление) для уменьшения/предотвращения риска школьной неуспешности (опыт Сингапура) (ссылка)
  • Назарова И.Г. – Служба медиации и ее роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних и профилактики социального сиротства (ссылка)
  • Омельченко Е.А. – Дети иноэтничных мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? (ссылка)
  • Писарик Л.В. – Адаптация детей мигрантов средствами дополнительного образования (ссылка)
  • Чередилина М.Ю. – Программа краткосрочного наставничества подростков и молодежи от 15 до 23 лет (ссылка)