• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре

Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.

После того, как в августе 2017 года ВШЭ получила право присуждать собственные ученые степени, в университете прошла реформа диссертационных советов и всей процедуры защиты диссертаций. Теперь защита проходит перед специальным комитетом, который формируется диссертационным советом для каждой конкретной диссертации. Новая система призвана гарантировать высокое качество оценки диссертационных работ, что особенно важно, ведь за новых кандидатов и докторов наук университет будет отвечать своей репутацией. При этом ВШЭ остается в государственной системе аттестации научных кадров, и диплом об ученой степени, выданный в Вышке, имеет государственный статус.

Образование

Тема диссертации директора Центра изучения инноваций в образовании ВШЭ Дианы Королевой — «Использование мобильных и сетевых технологий в обучении школьников». В работе процесс информатизации российской школы разделен на три этапа: 1985 – начало 1990-х годов, конец 1990-х – 2010 год и современный этап. И если на первых двух этапах информатизацию проводило государство (в школы поставляли компьютеры, педагогов учили использовать их в учебном процессе), то сейчас инициаторами применениями мобильных и сетевых технологий становятся дети. Основываясь, в том числе, на данных опросов, автор объясняет, почему школе не удается использовать детскую инициативу и образовательный потенциал новых технологий в полной мере, и дает рекомендации по исправлению ситуации.

Когда Диана Королева начала работать над диссертацией, в Вышке не было своего диссертационного совета по образованию. Работа с трудом укладывалась в жесткие рамки традиционного паспорта специальности «теория и история педагогики», так что открытие в Вышке собственного диссертационного совета по образованию, требования которого к теме оказались гораздо шире, стало возможностью защитить диссертацию на стыке педагогических наук, социологии, психологии.

Чтобы адекватно оценить диссертацию, был сформирован специальный комитет во главе с Еленой Чернобай — директором Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века. «Преимущество новой модели защиты диссертаций в том, что в комитет входят специалисты, имеющие прямое отношение к теме защищаемой работы. Их всего пять, а не минимум девятнадцать, как в традиционном диссертационном совете, и они способны адекватно оценить ее результаты, — рассказывает она. — Новая процедура защиты упрощена и свободна от таких формальностей, как сбор отзывов на автореферат, подготовка отчетных документов и прочее. У соискателя есть возможность сосредоточиться на своей работе, а не заниматься сбором бумаг».

Чтобы адекватно оценить диссертацию, был сформирован специальный комитет. В него вошли пять человек, хорошо и с разных сторон разбирающихся в теме информатизации образования и как исследователи, и как практики. Все они в той или иной мере имели отношение к информатизации образования, которая является важнейшим контекстом диссертации. Например, Светлана Авдеева, ныне работающая в Институте образования ВШЭ, возглавляла Московский центр Федерации Интернет Образования (эта организация в начале 2000-х годов обучала учителей компьютерным премудростям), а затем отвечала за проект «Информатизация системы образования» в Национальном фонде подготовки кадров. Людмила Босова, заведующая кафедрой МПГУ, сама является автором популярных школьных учебников информатики. А с именем Елены Булин-Соколовой, ныне директора Хорошколы, связана информатизация системы образования Москвы в конце 1990-х – 2000-х годах.

Членом комитета также стал Григорий Асмолов, обладатель степени PhD, ныне работающий в Лондонском королевском колледже. По его мнению, работа Дианы Королевой вносит серьезный вклад в дебаты о структуре и динамике распространения инноваций в области ИКТ, показывает переход от вертикальной модели, когда драйвером инновационного процесса являются традиционные институты, к горизонтальной, когда им на смену приходит ученик. В работе показаны изменения в модели взаимоотношений учителя и ученика. «Все это позволяет использовать теоретические выводы работы в прикладной сфере и развивать новые подходы к модернизации образования в России, — считает Григорий Асмолов. — Особенно ценно понимание, что ученик является не только потребителем модернизации, но и ее основным драйвером».

В мировой академической практике на сегодняшний день нет единых требований к содержанию диссертационных исследований, подчеркивает Григорий Асмолов. Эти требования задаются университетами, профессиональными сообществами и конкретными исследователями в разных областях. Точно так же нет единой модели защиты диссертаций, но есть общие принципы, в числе которых — одинаково высокая вероятность как успеха, так и неудачи соискателя. Важно, что защита диссертации в ВШЭ — открытый процесс, на котором может присутствовать любой заинтересованный специалист. «Высшая школа экономики открыта к модернизации системы защиты, ищет свой путь в этой сфере, и это важный знак, задающий тренд в повышении качества обучения академических специалистов», — считает Григорий Асмолов.

По результатам тайного голосования все пять членов комитета одобрили диссертацию, рекомендовав Диссертационному совету по образованию ВШЭ присвоить Диане Королевой ученую степень кандидата наук об образовании. В ближайшее время совет примет окончательное решение.

Экономика

Евгения Чернина первой получит степень кандидата наук НИУ ВШЭ по экономике, хотя не училась в Вышке ни в бакалавриате, ни в магистратуре, зато целенаправленно поступала сюда в аспирантуру. Бакалаврскую программу она заканчивала в Уральском государственном университете им. А.М. Горького, магистерскую — в Российской экономической школе.

«Переезд в Москву был мотивирован интересом к академическим знаниям, хотя я рассматривала вариант не только академической карьеры, но и, например, аналитической в бизнесе, — рассказывает Евгения Чернина. — Но ко второму курсу магистратуры я все-таки остановилась на академии и нашла для себя ВШЭ как место, где я могу реализовать свои научные интересы и где есть возможности для проведения исследований».

Евгения признается, что «изначально видела себя эмпириком, а не теоретическим экономистом», ее привлекала работа с данными и такие темы, как развитие, бедность, рынок труда. На их пересечении и находится тема миграции, которой Евгения Чернина занимается в Центре трудовых исследований ВШЭ и которой посвящена ее диссертация. Она исследует положение иностранных работников — тех, кого называют «гастарбайтерами». В исследовании изучается поведение трудовых мигрантов из Таджикистана, причины выбора ими конкретных регионов России для работы, анализируются их заработки, в том числе относительно местного населения.

По словам Евгении Черниной, такое исследование предъявляло серьезные запросы в плане эмпирической методологии. Это обстоятельство отметила в своем отзыве и руководитель сектора ИМЭМО РАН Ирина Цапенко — член диссертационного комитета, оценивавшего работу Евгении Черниной. На ее взгляд, автор диссертации «хорошо разбирается в достоинствах и ограничениях эконометрического инструментария и успешно сочетает применяемые методы». «Сочетание этих методов позволяет получить надежные результаты и более точно и полно оценить различия в средней заработной плате анализируемых групп», — добавила Ирина Цапенко. Она также считает, что исследование восполняет «серьезный пробел в знании о поведении циркуляционных трудовых мигрантов на российском рынке рабочей силы».

Исследование Евгении Черниной получило положительную оценку и от других членов комитета: профессора факультета экономических наук ВШЭ Анатолия Пересецкого, доцента МГУ и профессора РЭШ Ирины Денисовой, доцента факультета экономических наук ВШЭ Ольги Демидовой, доцента Университета Модены и Реджио-Эмилии Анжелики Зайцевой-Раззолини.

В ближайших планах Евгений Черниной, которая продолжает работать в Центре трудовых исследований ВШЭ и преподавать на факультете социальных наук, — подготовка новых статей по миграционной тематике и рынку труда.