• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вторая защита в диссертационном совете по образованию

Российские учащиеся реже своих сверстников в других странах решают задания, требующие более самостоятельной деятельности, и чаще выполняют задания на репродуктивную деятельность.

В Институте образования НИУ ВШЭ прошла вторая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании (PhD in Education). Диссертационное исследование младшего научного сотрудника Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Галины Лариной посвящено использованию контекста повседневной жизни в обучении математике в России и в зарубежных странах.

Российские школьники плохо справляются с заданиями PISA

По данным международного исследования PISA, российские учащиеся довольно плохо справляются с заданиями, которые отсылают к контексту повседневной жизни школьников. Например, в таких задачах ученику может быть предложено проанализировать данные о продажах музыкальных дисков или оценить вероятность выпадения номера шара в лотерее. При этом данные международного исследования TIMSS в целом свидетельствуют о высоком уровне предметных знаний в области математики у российских школьников.

Возможной причиной, объясняющей разницу результатов российских школьников в двух тестах по математике, исследователи называют специфику использования учителями контекста повседневной жизни при разработке заданий и в процессе обучения. Гипотеза о наличии взаимосвязи между результатами обучения и использованием контекста повседневной жизни в обучении послужила исходной посылкой для диссертации Галины. Исследователь поставила целью подробно рассмотреть специфику того, как контекст повседневной жизни используется в заданиях, предлагаемых школьникам, и каковы установки учителей в отношении его использования в обучении.

Было показано, что учителя редко обращаются к контексту повседневной жизни школьников в процессе обучения. Предлагаемые школьникам задания редко содержат отсылки к повседневной жизни, и учителя не обращаются к повседневному контексту при объяснении решений этих заданий. Такая ситуация в значительной степени связана с трудностями, которые испытывают учителя. Так, в интервью учителя отмечали нехватку учебных материалов, содержащих в себе жизненные задачи. Кроме того, учителя чувствуют недостаточную профессиональную подготовку в вопросах практико-ориентированного обучения математике. Выявленная в исследовании связь между используемыми на уроках заданиями и теми практиками, которые учителя используют в отношении контекста, ясно указывают на необходимость изменения учебных материалов.

Обучение математике: Россия на фоне других стран

Международное сравнение показало, что обращение к контексту повседневной жизни в образовательном процессе схожим образом организовано в России и в зарубежных странах. Однако российские школьники значительно реже сверстников в других странах решают задания, требующие самостоятельной деятельности (решения сложных задач, не имеющих очевидного метода решения). И в то же время они значительно чаще выполняют задания на репродуктивную деятельность (применяют факты, понятия и методы для решения стандартных задач).

Таким образом, в своем исследовании Галине удалось показать, что российские учащиеся недополучают опыт решения жизненных задач на уроках математики, что может быть косвенно связано с уровнем их подготовки (на что указывают результаты международных сопоставительных исследований – PISA, TIMSS). Более того, чаще всего им приходится сталкиваться с заданиями, направленными на воспроизведение знаний.

Результаты диссертационного исследования Галины являются особенно актуальными в условиях реализации новых ФГОС для основного образования и могут быть использованы в качестве основы для изменения роли повседневного контекста в обучении математике.

С текстом диссертации, резюме и материалами по защите можно ознакомиться по ссылке.