• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На старте реализации указа: регионы сравнили по показателям общего образования

Специалисты Института образования ВШЭ выявили различия в региональных системах школьного образования, которые необходимо учитывать при реализации национального проекта.

Различия в характеристиках развития школьного образования в России между регионами России далеко не всегда объясняются «естественными» причинами, связанными с различием демографических и социально-экономических условий регионов. К такому выводу пришла группа специалистов Института образования НИУ ВШЭ: аналитический доклад «Межрегиональная дифференциация развития школьного образования» опубликован Высшей школой экономики в серии «Факты образования». По мнению авторов, в ряде случаев причины различий связаны со стратегиями управления в регионах.

Напомним, в «майском» указе Президента России заявлена цель – вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

По словам Исака Фрумина, научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ, реальные различия ситуации в регионах зачастую не видны за «средней температурой по больнице» – общероссийскими показателями развития образования.

Возьмем, например, охват профильным обучением: по России этот показатель – 53%. Это «усредненное» значение может включать в себя и показатель в 10%, и в 94%. Понятно, что в такой ситуации общероссийский показатель не информативен. Но федеральная образовательная политика нередко строится именно на общероссийских средних показателях. Это приводит к тому, что регионы-лидеры укрепляют свое лидерство, а отставание других лишь растет.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

Отчасти разнородность образовательных показателей связана с диспропорциями в пространственном развитии России и разницей социально-экономических условий регионов. Авторы исследования напоминают, что эта разница масштабна: ВРП на душу населения различается в 17 раз, показатели бедности – в пять раз.

«Однако далеко не всегда те или иные показатели развития системы образования региона можно связать с уровнем его благосостояния или демографическими показателями, – говорит один из авторов исследования, директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий. – Мы обнаружили, что в регионах с близкими параметрами урбанизации и плотности населения заметны различия в динамике сокращения количества сельских школ, ростом среднего размера школ, доли обучающихся во вторую и третью смену. Причиной наблюдаемых различий часто становятся не социально-экономические условия, а реализуемые в регионах стратегии развития школьной инфраструктуры».

Территориальные диспропорции между регионами наглядно проявились в доле школьных зданий, требующих капремонта. В среднем по России таковых не более 13%, однако в нескольких регионах таких школьных зданий более трети. Среди этих регионов есть и те, в которых доля расходов на образование достаточно высока. Напротив, в довольно большой группе субъектов РФ с невысокими экономическими показателями таких зданий либо вообще нет, либо их крайне мало.

Эксперты обращают внимание на сохраняющиеся масштабные различия в скорости подключения школ к интернету в городской и сельской местности и между регионами. В городах скорость подключения более 30 Мбит/с имеют 23% школ, в селах – втрое меньше (7%). Только в четырех регионах доля таких школ превышает 40%.

Задача цифровизации школы требует решений, которые учитывают эти различия и позволяют, совершая рывок «в среднем», не допускать увеличения разрыва. Среди параметров, которые, по мнению экспертов ВШЭ, не могут быть отнесены к экономическим различиям регионов, были показатели регионов по числу победителей Всероссийской олимпиады школьников на 100 тыс. населения, развитие обучения по индивидуальным планам, региональные дефициты тьюторов и психологов. Экспертам предстоит понять, какие региональные факторы оказывают влияние в каждом случае. Пока же авторы исследования считают, что характер наблюдаемых различий, а также их причины должны быть учтены при проектировании национального проекта в сфере образования. Иначе возникают как риски для выполнения поставленных целей, так и вероятность усиления межрегиональной дифференциации.

 
Полный текст доклада