• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чтобы измениться, российской школе нужно новое понимание целей

Менее половины российских учителей считает, что школа в принципе должна научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития у детей критического мышления. В сельских школах активнее развиваются формы самостоятельной работы учеников, нежели в городских. Это лишь часть выводов, к которым пришла группа ученых Института образования НИУ ВШЭ по итогам большого исследования взглядов педагогов и родителей на развитие у детей современных навыков наряду с предметными знаниями.

Работа «Навыки XXI века в российской школе», подготовленная М. Добряковой, О. Юрченко и Е. Новиковой, опубликована Высшей школой экономики в серии «Современная аналитика образования». Она базируется на масштабном опросе учителей, в котором приняли участие 4,5 тысячи человек из 85 регионов России, работе в пятнадцати фокус-группах в городах Московской области и анкетировании 3,3 тысяч родителей, чьи дети учатся в школах Москвы и Московской области. Исследователи поставили себе целью выяснить, как российские учителя используют педагогические подходы, которые становятся основными в странах-лидерах образования. Речь идет о развитии того, что в педагогической науке получило название «навыки XXI века»: это умение мыслить креативно, критически, взаимодействовать друг с другом, способность к самоорганизации и т.д.

В исследовании сделан вывод, что российские учителя все еще сфокусированы только на предметных знаниях, которые должна дать школа: они считают, что социальные навыки (умение общаться) и умение учиться должны быть привиты в семье. Более 80% учителей ощущают ответственность за то, чтобы дети получили качественные знания и научились хорошо излагать свои мысли, но, например, менее половины учителей считают, что школа должна «научить учиться» или развивать нестандартное мышление. Лишь 15% педагогов готовы развивать в детях навыки самоорганизации. Менее половины (47,3%) учителей согласны с утверждением, что школа должна научить применять знания в повседневной жизни.

Эксперты отметили, что учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития критического мышления: лишь 47% из них считают, что ребенка нужно научить оценивать достоверность информации (для сравнения: такой позиции придерживается более 70% учителей-историков и более 60% преподавателей физики, биологии, химии). Среди математиков также оказалось больше всего согласных с утверждением «нельзя научить мыслить критически» (24,5%) и сомневающихся в возможности развивать креативное мышление (41,1%).

При этом те педагоги, которые с интересом относятся к развитию навыков XXI века и, в частности, поощряют групповую работу, общение школьников, чаще других жалуются на проблемы с дисциплиной в классе: ученые связывают это с недостаточным владением методами, с помощью которых можно развивать в детях современные навыки, используя предметное содержание. Интересно, что самостоятельность и самоорганизацию детей лучше развивают в сельских школах: 70% сельских учителей рассказали, что дают детям возможность самостоятельно искать ответы на вопросы (в крупных городах  60%), 51% педагогов используют практику самопроверки знаний (в городах  39%).

В качестве наиболее тревожной тенденции авторы называют недостаточный интерес молодых учителей к современным педагогическим практикам. Они отмечают, что развитием навыков коммуникации и умения учиться чаще занимаются учителя старшего поколения: «Это очень рискованная ситуация, если учесть, что старшие учителя будут постепенно уходить, а нынешние молодые станут большинством».

Ученые пришли к выводу, что необходима масштабная информационная кампания, которая привлекла бы и учителей, и родителей к обсуждению целей, которые стоят перед школой сегодня. Очень важно осознать, что развитие современных навыков возможно одновременно с погружением в предмет.