Первая большая «ревизия» двадцати лет трансформации российской школы
Изменения, происходившие в российской школе последние 20 лет, впервые подвергнуты системному независимому анализу. Эту масштабную работу проделали эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок, а подготовленная ими книга – «Российская школа: начало XXI века» – издана Высшей школой экономики под редакцией Сергея Косарецкого и Исака Фрумина. Она стала одной из семи «Белых книг», рассказывающих о том, что происходит в каждом из секторов образовательной системы. «Российская школа: начало XXI века» интегрировала огромный пласт информации: данные статистики, социологических исследований, результаты международных сравнительных исследований качества образования. По сути, это ретроспективный анализ всей новейшей государственной политики в общем образовании и ее эффектов, который позволилвыделить решенные и сохраняющиеся проблемы, сформулировать вызовы, стоящие перед школой, предложитьрекомендации – как решать застарелые проблемы и отвечать на эти новые вызовы.
«Для широкой общественности и даже части экспертного сообщества некоторые проблемы достаточно новы, они только начинают становиться предметом дискуссий», – отмечено в предисловии.
Авторы книги назвали проблемы, которые имеют критически важное значение для российской школы.
Это высокая доля учащихся, не достигающих порога функциональной грамотности, разрыв в качестве образования между школьниками с разным социально-экономическим статусом, сегрегация школ.
«Образование сегодня не реализует свой потенциал как канал вертикальной мобильности, социальный лифт», – считают эксперты, исследовав реальный доступ к качественному образованию для детей из семей с разным доходом и культурным уровнем. Это чревато появлением в обществе «групп с социальными и образовательными тупиками», причем риски усиливаются с ростом доли бедного населения. Особенно тревожно, что ни государство, ни общество пока не уделяют этой проблеме должного внимания.
Ряд проблем связан с педагогическими кадрами: все более заметные признаки дефицита учителей; ухудшение социального и профессионального самочувствия учителей, связанное, как с низким уровнем оплаты труда, так и растущим объемом отчетности; затянувшийся процесс модернизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации, создающий барьеры для обновления компетенций;. Приоритеты – современная грамотность и универсальные компетентности для всех учеников – давно отражены в ФГОСах, но не в реальной педагогической практике и методической базе. Обучение через исследование и проектную работу все еще остается экзотикой в школах, а работа учителей в цифровой среде, умение работать с детьми-мигрантами, детьми-инвалидами и т.д. оставляет желать лучшего.
Сквозной темой в разных разделах книги является выраженная межрегиональная дифференциация, заметные различия в условиях обучения детей, проживающих в разных территориях.
«Опыт проведения реформ российского школьного образования XXI века обнаруживает, что в них недостаточное внимание уделялось мотивации к изменениям и вовлечению всех заинтересованных групп», – заключают авторы книги. Онаготовилась, когда нацпроект «Образование» еще не был подписан президентом. Сейчас, к моменту выхода книги, нацпроект вступил в силу, и, как сказано в послесловии, «редакторы и авторы рады, что значительная часть предложений, изложенных выше, нашла свое отражение» в этом документе. Однако работа по преодолению ключевых проблем общего образования только начинается, и здесь «Российская школа: начало XXI века» обладает высокой ценностью для управленцев, экспертов, государства и общества в целом.