• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебникам обществознания не хватает «творчества»

Учебники обществознания для средней школы устарели. 45% учителей, которые приняли участие в исследовании Инобра ВШЭ, считают, что существующие задания не могут формировать у школьников «навыки 21 века».

Учебникам обществознания не хватает «творчества»

Мнения более тысячи педагогов из 12 российских городов изучали профессор Института образования Елена Чернобай и аналитик Дарья Тучкова. Результаты исследования – в статье «Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию: по результатам всероссийского опроса учителей» в журнале «Вопросы образования».

 «Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что некоторые нынешние учебники – это слегка «подретушированные» издания, созданные в 1980-х и более ранние годы. Они в большей степени «трансляторы готовых знаний», чем «навигаторы самостоятельной учебной деятельности», – говорится в статье. 

Но именно этого требуют новые ФГОСы, согласно которым, главная задача школы – развивать метапредметные образовательные результаты. Учебник должен помочь ученику не «зубрить», а творчески искать ответы и задавать вопросы.

Учителя оценили с этой точки зрения «классические» пособия по обществознанию, которые чаще всего используются в школе. Согласно ответам, в меньшей степени эти пособия нацелены на развитие творческого мышления, коммуникации, инициативы и предпринимательства. Среди минусов педагоги назвали несоответствие теории и практики, неактуальность информации, репродуктивный характер знаний. Не хватает таких заданий, которые позволят ученикам оценивать и анализировать информацию, а также этических «акцентов» в изложении биографий знаковых для общественного развития людей.

«Идеальный» учебник обществознания должен строиться на материалах другого типа. Например, на задачах с недостаточными исходными данными, неопределенной постановкой вопроса, «лишними» или противоречивыми сведениями в условии. Это помогло бы ученикам мысленно «достраивать» содержание учебника, привлекать новые источники информации, и в конечном счете такая книга выступит инструментом конструирования собственного знания. Школьники смогут больше опираться на собственные запросы и интересы, а учителя – помогать постигать материал индивидуально.

Статья Елены Чернобай и Дарьи Тучковой – лишь первая часть масштабного исследования того, какие изменения необходимы обществознанию в школе.