• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Российские студенты ориентированы на «ценности самовыражения» больше, чем на «ценности выживания»

Круглый стол «Рождение российской магистратуры» на Международной конференции ИВО был посвящен обсуждению исследования экспертов НИУ ВШЭ о том, как думает и ведет себя нынешнее поколение магистров. Комментирует событие Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства.

Российские студенты ориентированы на «ценности самовыражения» больше, чем на «ценности выживания»

Не только обыватели, но и некоторые эксперты ностальгируют по советско-российской образовательной системе до периода болонских соглашений. Более того, существует мнение, что в советской системе уже был «болонский» потенциал многоуровневости. В связи с этим возникла идея проанализировать, как думает и ведет себя нынешнее поколение магистров. Эту идею поддержал благотворительный Фонд Владимира Потанина, при поддержке которого мы смогли реализовать исследовательский проект «Рождение российской магистратуры».

На данный момент мы уже  проанализировали результаты опроса студентов, чтобы понять, как их ценности проявились в выборе магистратуры. Значимыми маркерами оказались квалификация преподавателей, репутация вуза и магистратуры, и в целом можно сделать вывод о самостоятельности, большой степени свободы нынешнего поколения магистров, их критичности, трезвом подходе к «анализу рынка».

Результаты показывают, что на третьем месте после возможностей карьерного роста и смена образовательного трека, стоит совершенно уникальная мотивация – самореализация и развитие. Однако далее степень свободы магистров ослабевает. С течением времени их запрос меняется: меньше интересуют знания, которые можно адаптировать на рабочем месте, больше – уже упакованные навыки, необходимые «здесь и сейчас».

Тем не менее, можно сделать вывод, что для магистров «ценности выживания» все же трансформируются в «ценности самовыражения».

Таким образом, вполне очевидно, что болонские трансформации все предшествующие двадцать лет были авансом опережающего развития – без очевидного результата. Казалось бы, «мозаичная» бюрократическая суета вокруг реформ высшей школы должна были убить (но уже точно не «вырастить») ценностные изменения в поколении. 

Исследование показало, что ценности нового поколения российских студентов соответствует ценностям Болонского процесса. Главное – не сворачивать изменения, чтобы избежать отката назад. В таком случае мы можем «качнуть маятник» ценностей студентов от ставки на саморазвитие к стратегии выживания («заработать больше денег»). Не допустить такой ситуации – важная миссия специалистов высшего образования и общественных организаций.

Гармонова Анна Владимировна
Директор Центра университетского партнерства