• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Цифре» в школе поставят оценку

Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.

«Цифре» в школе поставят оценку

Мониторинг создается «с нуля», потому что до сих пор нет единого четкого представления – как должна происходить цифровая трансформация школы. Критерии, предложенные Инобром – это оценка «железа» и программного обеспечения, качество их использования в учебе и управлении школой, а также уровень компетентности учеников, учителей и администрации.

В конференции экспертов, которая прошла в Вышке, участвовали очно и дистанционно более 700 человек – директора школ, провайдеры, разработчики программ, чиновники управлений образования из регионов. Они предложили дополнить «семерку» Инобра  еще тремя критериями. Это оценка цифровой инфраструктуры школы с точки зрения безопасности учеников, уровень их интереса (мотивация) и особые возможности для детей-инвалидов.

«Пилот» мониторинга пройдет в начале 2020 года. Ученики, учителя и руководители каждой из 30 школ, участвующих в проекте, ответят на вопросы, эксперты выборочно проверят работу оборудования и программ на месте. Этот «пилот» поможет оценить скорее то, как работают механизмы исследования. Данные о самих школах даст более массовый мониторинг, который запланирован на вторую половину 2020 года.

«Мы рассчитываем получить не просто цифры для анализа, но и кейсы, прецеденты, найти новые идеи для системы образования», – рассказала ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования ИО ВШЭ Татьяна Мерцалова.

Например, мы пока не знаем, что именно цифровизация «отдельно» может дать детям с ограниченными возможностями здоровья, помимо очевидных вещей вроде дистанционных форм учебы. А было бы интересно поискать что-то еще – благодаря данным мониторинга

Мерцалова Татьяна Анатольевна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

После предложений на конференции – что оценивать, специалистам Инобра предстоит понять – как это оценивать, перевести в измеримые показатели.   

Ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Иван Карлов говорит о том, что в первую очередь мониторинг должен оценивать доступность технологий для школьников и учителей. Его коллега Александр Уваров подчеркивает, что главный вопрос – готовы ли педагоги принимать новые технологии: «Многие из них полагают, что цифровая трансформация образования – это очередные громкие слова, которые мало влияют на их повседневную жизнь».

Первые результаты мониторинга цифровой трансформации российских школ будут объявлены уже в новом году.