Поздравляем Алёну Куликову с присуждением ученой степени кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ — PhD HSE in Education!
В настоящее время, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, учитель по-прежнему оказывает большое влияние на процесс обучения школьников. Характеристики учителя непосредственно связаны как с результатами школьников, так и с эффективностью работы школы в целом.
Именно поэтому в последнее время растет интерес к международным сравнительным исследованиям (МСИ) учителей, позволяющим получать уникальную информацию для изучения учительского корпуса на больших выборках в разных странах. Однако данные, полученные в результате МСИ, требуют предварительного исследования, так как даже в крупнейших МСИ - таких, как PISA, TIMSS, возникают различные проблемы, например, проблема сопоставимости результатов между странами. История этих исследований насчитывает уже более двух десятков лет, они находятся в фокусе внимания исследователей и на данных этих МСИ получено много результатов, как в области теории и методологии, так и в области практики.
В отличие от них МСИ, посвященные изучению учителей, появились относительно недавно и работ, посвященных методологическим особенностям анализа данных таких исследований, практически не существует. Также особенностью МСИ учителей является то, что данные собирается методом самоотчета – учителя сами отвечают на вопросы о себе, что может спровоцировать смещение, вызванное социальными ожиданиями.
В работе обсуждаются результаты исследований TALIS-2013 и NorBA. Для обработки результатов анкетирования учителей, обоснования психометрического качества инструментария, валидности и надежности измерений, построения шкал использовались методы классической и современной теории тестирования IRT.
Алёной были описаны методологические подходы, позволяющие убедиться в сопоставимости результатов, полученных в разных контекстах, – и при международном сравнении, и при сравнении на национальном уровне. Так, например, обязательно необходимо убедиться, что все участники исследования одинаково понимают вопросы анкеты – это можно сделать с помощью специальной процедуры: «DIF анализ». В частности, в работе было показано, что учителя из разных возрастных групп понимают вопросы не одинаково и это важно учитывать при интерпретации результатов.
Разработанная методология позволила провести сравнение учителей разных возрастов и учителей из разных стран. Один из полученных результатов касается молодых педагогов: молодые учителя дают наименее социально-ожидаемые ответы и по своим характеристикам больше схожи с молодыми учителями стран, который занимают низкие позиции в МСИ образовательных достижений учащихся. Почему это так и как с этим дальше работать предстоит выяснить в новых исследованиях.
В составе комитета по защите диссертации работали ведущие российские и зарубежные эксперты в области изучения учителей, психометрики, проведения международных сравнительных исследований в образовании:
Надежда Федоровна Ефремова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогические измерения» ДГТУ — председатель;
Елена Валерьевна Айдарова, PhD, профессор Обернского университета (Auburn University, Alabama);
Галина Сергеевна Ковалева, кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО;
Аркадий Аронович Марголис, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, врио ректора МГППУ;
Кирилл Германович Митрофанов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
Эксперты отметили, что диссертационное исследование Алёны Куликовой отличается существенной новизной, а разработанная методология позволяет подходить к анализу данных международных сравнительных исследований комплексно, проверяя и конструктную эквивалентность, и эквивалентность на уровне заданий, а также учитывать фактор социальной желательности.
Поздравляем с успешной защитой Алёну Куликову и ее научного руководителя Елену Юрьевну Карданову!
С текстом диссертации можно ознакомиться здесь