Результаты исследований, посвященных человеческому капиталу, обсудили во Всемирном банке
Эксперты ВШЭ приняли участие в семинаре на тему «Навыки и отдача от образования в Российской Федерации», который состоялся 29 января в представительстве Всемирного банка в Москве. Семинар был проведен в рамках программы аналитической поддержки реализации национального проекта «Образование».
Участники семинара обсудили результаты исследований, в ходе которых изучалась отдача от разных уровней образования: общего, среднего профессионального и высшего. Были проанализированы региональный и гендерный аспекты, влияние навыков на зарплату, а также оценка «премии» за стаж на российском рынке труда. Эти и другие вопросы рассматривались в контексте национальных целей Российской Федерации, заданных в майском указе президента, а также других вопросов развития экономики и человеческого капитала в нашей стране и в мире.
На семинаре выступили представители Всемирного банка, Минтруда России, РАНХиГС, Национального агентства развития квалификаций, Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, Высшей школы экономики. Университет представляли проректор Лилия Овчарова, научный руководитель Института образования Исак Фрумин, директор Центра трудовых исследований Владимир Гимпельсон и другие эксперты. В «мозговом штурме» по итогам семинара приняла участие команда молодых исследователей из Вышки, изучающих проблемы образования и рынка труда.
Открывая семинар, и.о. директора и постоянного представителя Всемирного банка в Российской Федерации Кристофер Миллер заявил, что образование меняет жизнь к лучшему. Именно образование является основой для достижения целей Всемирного банка – искоренения бедности и обеспечения всеобщего процветания. Согласно исследованиям Всемирного банка, доля человеческого капитала составляет две трети от мирового богатства, и в развитии стран человеческий капитал играет более важную роль, чем природный и промышленный.
Инвестиции в человеческий капитал – лучшее вложение, которое может сделать страна
Исак Фрумин напомнил: когда в Центре стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина шла дискуссия об источниках роста и драйверах развития нашей страны, несколько групп изучали вопросы рынка труда, образования и человеческого капитала. Была выявлена особенность нашей страны: Россия входит в десятку стран по охвату средним профессиональным и высшим образованием (делит четвертое и пятое места), но радикально отличается от всех стран этой группы по производительности труда и ВВП на душу населения – к сожалению, в худшую сторону. Поэтому исследователи ВШЭ предложили разделить понятия «человеческий потенциал», который характеризуется в том числе формальным уровнем образования, и «человеческий капитал», то есть использование человеческого потенциала. И теперь эта тема обсуждается совместно с экспертами Всемирного банка, причем опыт России и ряда других постсоветских стран позволяет по-новому взглянуть на различные аспекты отдачи от образования.
Харри Патринос, менеджер глобальной практики в области образования Всемирного банка для регионов Европы и Центральной Азии, рассказал о новых результатах исследований экономической отдачи от образования. Он отметил, что если в начале века среднестатистический человек посвящал образованию в среднем около двух лет, то к 2050 году этот показатель вырастет в пять раз. Образование способствует снижению социального неравенства, и в менее развитых странах фиксируется более высокая отдача от образования. Согласно данным Александра Ощепкова, старшего научного сотрудника Центра трудовых исследований, самый низкий уровень отдачи от высшего образования зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге – менее 1%, а самый высокий – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке (более 7%).
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко привела данные о востребованности выпускников вузов на российском рынке труда: чем слабее регион, тем больше людей там работают по специальности. Сухас Парандекар, старший экономист Всемирного банка, заострил внимание на отдаче от человеческого капитала в зависимости от пола: у женщин отдача выше, чем у мужчин, и это объясняется дискриминационными факторами на рынке труда. А Владимир Гимпельсон рассказал, как на зарплату влияет стаж: например, если работа простая, не предполагающая накопления человеческого капитала, то производительность труда у человека со временем падает из-за проблем со здоровьем и других факторов, так что премия за стаж исчезает.
Подводя итоги семинара, Харри Патринос сообщил, что исследования в сфере образования крайне важны для Всемирного банка, и в течение этого года будет проведена серия дискуссий, на которых планируется представлять их результаты. Он также отметил важность партнерских отношений с Высшей школой экономики. Одним из совместных мероприятий станет Летняя школа ВШЭ и Всемирного банка, которую предполагается провести в июле.
Гимпельсон Владимир Ефимович
Центр трудовых исследований: директор центра
Овчарова Лилия Николаевна
Руководство Университета: проректор