«Для привлечения практиков из IT-индустрии в образование необходимы статус и снижение бюрократии»
«23% IT-специалистов не сталкивались со сложностями в преподавании, соответственно, 77% уверенно говорят, что сложности есть. С одной стороны, IT-индустрия предлагает самые высокооплачиваемые рабочие места, с другой стороны — 68% опрошенных отмечают низкую оплату труда».
Кирилл Викторович Зиньковский ,
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании
Барьеры при найме IT-специалистов, по мнению образовательных организаций
«Барьеры, связанные с бюрократией в образовании, значительно больше отмечают представители вузов, чем СПО. Регулирование внутри вузов достигло такого «совершенства», что сотрудники университетов в значительной степени оценивают это как серьезный барьер. При том, что именно вузы чаще работают с IT-специалистами и привлекают их, чем организации СПО».
Вузы видят возможность привлекать IT-специалистов, чтобы повысить качество образовательных программ. Колледжи видят эту возможность в меньшей степени. Но так или иначе, эксперты согласны, что привлекать специалистов из IT-сектора к преподаванию – тяжело.
Меры, направленные на устранение имеющихся барьеров
- Распространение успешного опыта и взаимодействия образовательных организаций и IT-бизнеса на другие сферы, устранение схожих барьеров.
- Обязательная практическая составляющая образовательного процесса, особенно важная для подготовки специалистов IT-индустрии.
- Неденежная мотивация. Например, привлечение сотрудника в вуз, в котором он сам учился, обмен на доступ к хорошим студентам и будущим кадрам.
- Упрощенный механизм трудоустройства в образовательные организации практиков.
- Система поощрения образовательной организации за качественное, результативное взаимодействие со сторонними специалистами.
Пытаться заплатить в сфере IT за преподавание больше, чем за работу в отрасли бесполезно. Нужна неденежная мотивация.
Николай Васильевич Комлев
Директор АПКИТ и председатель Совета ТПП по развитию информационных технологий и цифровой экономики
На курс записываются те, кому интересно, кто имея базовые знания, например, знакомы с моделями машинного обучения, хотят посмотреть, как она работает в различных отраслях и компаниях. Мы приглашаем их и даем такую возможность, привлекаем практиков и видим действительно очень позитивную обратную связь.
Филипенков Николай Владимирович
Заведующий базовой кафедрой компании SAS, доцент Факультета компьютерных наук
Эффективность привлечения IT-специалистов в вузы
Когда мы привлекаем практиков, как мы договариваемся о том, что и как они делают? Как при этом изменяется учебный процесс? Если мы делаем ставку на этих внешних людей, важнейший вопрос – а что они приносят с собой в этот учебный процесс?
Дудырев Федор Феликсович,
Директор Центра развития навыков и профессионального образования
«Успешный практик не всегда хороший педагог. Но есть блестящие примеры, когда в том, как он работает, виден его стиль мышления и подход к принятию решений. Сразу возникакет вопрос: с какой ступени образования привлечение сторонних практиков становится целесообразным для студентов? Только ближе к старшим курсам, когда появляется какой-то опыт работы, обучающийся может оценить опыт и стиль работы практикующего преподавателя».
С одной стороны, IT-отрасль – это лакмусовая бумажка, и все, что здесь происходит, имеет прямое отношение к задачам технологического развития. Все, что мы пытаемся для этой сферы делать – чрезвычайно интересно и может служить прототипом для смежных отраслей. А с другой стороны, нам нужно искать какие-то комплексные решения и сложно кооперироваться, потому что и «в лоб», и равномерно этот вопрос решен быть не может.
Дудырев Федор Феликсович
Директор Центра развития навыков и профессионального образования
Презентация доклада (PDF, 316 Кб)
Полная версия семинара (видео)
Зиньковский Кирилл Викторович
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании