Наталия Киселева: «Мобильная школа – реализация очного и электронного образования»
«Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников (на расстоянии)».
Сегодняшняя реальность такова, что кроме двух статей закона с определениями (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него в последствии.
Сформулируем основные элементы данной модели массовой школы в виде мобильной школы (реализующей одновременно очное и электронное обучение, либо варьирующей в течение учебного года в реализации переходов от очного к полному электронному обучению и обратно).
Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению в сжатые сроки становится учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.
Не менее важным элементом модели является процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно уход от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.
Порядок «вхождения» в новую модель предполагает наличие рисков и дефицитов в техническом оснащении школ и участников образовательного процесса, низкий уровень базовых ИКТ компетенций участников образовательных отношений, неспособность существующими решениями обеспечить непрерывность образовательного процесса, эффективность и результативность. Затрудняются процессы взаимодействия, планирования и контроля образования.
Порядок «выхода» и функционирования в штатном режиме также определяет риски, среди которых разница уровня усвоения учебного материала школьниками (очевидно, в новой ситуации электронного обучения многие окажутся неготовыми к самостоятельной организации и принятию ответственности за собственно образование. Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему учить?»). Ещё одним риском будет учёт результатов электронного обучения и механизмы регулирования процедур оценивания.
Можно выделить три основные линии действий.
- стремительно создаются платформенные решения, что называется «с нуля» (разрабатываются обучающие платформы, контент-платформы, какие-то структуры LMS).
При этом активно включаются разные готовые образовательные онлайн продукты, которые предоставляют свои ресурсы на период карантина совершенно бесплатно (заявляются до 70 дней, до 90 дней с возможностью продления) и прописывают в виде памяток свои возможности. - вторая линия: стремительно отбираются и интегрируются существующие решения. В срочном порядке описываются возможности существующих решений, создаются памятки для учителей: как подключиться, как подключить учеников, какие требования, какой минимальный набор возможностей использовать и как реализовать конкретную опцию (например, как создать и отправить домашнее задание из существующего или найденного и отобранного контента). Так возможно самоорганизуются различные маркетплейсы, что называется «снизу» (от потребителя).
- третья линия действий: в процессе организации дистанционного обучения.
Школам и учителям предложили свободный и удобный для них выбор с минимальным описанием набора функций, которые скорее всего будут нужны (видеозвонок, получение обратной связи, создание и отправка текста, теста, видео, возможности совместного комментирования и так далее), но сконцентрировались на стратегии организации дистанционного обучения и мотивации участников (учителей, учеников и родителей)!
Основные вопросы
Ответы на них помогут школе при переходе к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), или интеграции очного и электронного обучения (при свободном посещении уроков обучающимися) может выглядеть таким образом:- Как участники образовательных отношений будут проинформированы о переходе школы на смешанные формы (очное и электронное с использованием ДОТ) либо только на электронное с использованием ДОТ, либо возврат на очное обучение?
- У всех обучающихся есть устройства, доступ к сети Интернет?
- Все ли обучающиеся имеют адекватный контроль со стороны родителей, могут рассчитывать на поддержку?
- Может ли онлайн-обучение в школе начаться немедленно (какими ресурсами или что препятствует)?
- Как будет использоваться школьный сайт?
- Есть ли в школе электронный журнал, электронный дневник или другая возможная структура LMS, есть ли блоги классов или страницы в социальных сетях, где возможна регулярная коммуникация (сформировать банк возможных каналов коммуникации по каждому классу)?
- Кто и каким образом сможет осуществлять техническую поддержку учителям и семьям в переходный период к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (помощь в установке и наладке)?
- Как будет выглядеть школьный день-неделя при интеграции очного и электронного обучения с ДОТ, только в формате электронного обучения с ДОТ (кто и чем будет занят)?
- Будут ли использоваться видеоконференции, другие способы визуального взаимодействия учителей и обучающихся (скайп, zoom, вебинары)?
- Как будет сформировано расписание интеграционной модели (очно+дистанционно) и только дистанционно? (помним, что это ни в коем случае не дублирование очного расписания).
- Как будет происходить «доставка» заданий обучающимся (регулярность, частота, ресурсы)?
- Какие инструменты онлайн-обучения будут использованы (существующие платформы, собственные резервы, ресурсы информационно-библиотечного центра)?
- Как учителя будут проверять задания учеников, их вовлеченность в образовательный процесс, эмоциональное состояние при новой для них форме обучения?
- Как получить обратную связь от семей: способы коммуникации и регулярность (нужно продумать и определить)?
- Как организовать учебный день обучающегося: время онлайн общения с преподавателями, с другими обучающимися, с заданиями; время оффлайн самостоятельного выполнения заданий, режим отправки заданий учителю?
- Как будут поддерживать учителя обучающихся, мотивировать к обучению и каким образом, как будут поддерживаться учителя?
7 шагов перехода к интеграции очного и электронного образования
- МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ. Провести мониторинг готовности детей и учителей к электронному обучению с применением дистанционных образовательных технологий (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию каждого приложения). Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися и родителями (вплоть до организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика контрольных работ и организацией сессий).
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА. Первоочередная задача школы - организовать рабочее время учителя и учеников для реализации образовательной программы. Это осуществляется на основании проведенного мониторинга технического оснащения. Особенно хочется обратить внимание администрации школ на малую эффективность с точки зрения реализации образовательной программы формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения, а также совершенно бессмысленно пытаться реализовать расписание очной формы обучения в онлайн формате. Во-первых, 5-6 часов подряд работы за компьютером – недопустимая нагрузка на ребенка; во-вторых, темп обучения в очной и электронной формах разные, объем усвоения учебного материала тоже. Необходимо составление расписания для электронной формы обучения, в идеале дополнительно вариант расписания для интеграции очной и электронной форм обучения. Ключевой фигурой при интеграции очного и электронного обучения является учитель. От построенного взаимодействия и договорённости учителей зависит успех всей организации.
- ВИЗУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. По возможности предусмотреть и организовать время визуального взаимодействия учителя и групп учеников (в классе, параллели). Варианты реализации - посредством вебинаров, групповых уроков и бесед по скайпу, Zoom и тд. Предусмотреть возможность индивидуальных видеоконсультаций (лучше кратких по продолжительности, групповых или индивидуальных, в каких случаях) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю. Обязательно выделить время в общем графике-расписании для визуального общения всего класса один раз в день с классным куратором (классным руководителем). Если подключение к интернету позволяет, постарайтесь включить камеру каждого, чтобы вы могли общаться лицом к лицу и передавать новости, проблемы или мысли об обучении в течение этого дня.
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Наладить обратную связь с учениками лучше посредством электронного дневника, либо электронной почты, через официальные ресурсы, сохраняя всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
- СОТРУДНИЧЕСТВО, А НЕ ИЗОЛЯЦИЯ. Очень важно и очень непросто наладить сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме, сотрудничество учеников с учителем. Хорошим решением для этого будут групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, в групповом чате в социальной сети, в групповой переписке в почте. Актуальным становится вопрос обучения всех участников образовательных отношений навыкам письменной коммуникации.
- АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Родители учащихся очень разные, как и сами учащиеся. Есть активные родители, готовые к сотрудничеству со школой и оказанию помощи в реализации электронного образования. Те, кто уже подумывает о семейном образовании (на время или постоянно); кто готов к заочным и очно-заочным формам получения образования, кто имеет навыки организации сотрудничество в онлайн формате. С такими родителями желательно наладить связь, пригласить к содействию в построении мобильной школы в переходные периоды, при необходимости организовать возможность индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Есть пассивные родители, мало мотивированные. С ними взаимодействовать сложнее, но информировать их об организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, с графиком и правилами обучения необходимо, как необходимо вовлекать их в систематический контроль обучения своих детей. Поэтому: включаем в график и описываем формы взаимодействия с родителями. Четко определяем группы родителей (по активности и возможностям), подключаем активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников. Определяем график взаимодействия (виртуальные консультации, обсуждения). Подключаем классного руководителя и социальную службу.
- ГИБКОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ. Всем участникам образовательных отношений придётся учиться быстро и много. Учиться друг у друга, самостоятельно. Это становится основополагающим принципом мобильной школы.
На основании предложенных шагов перехода к «мобильной школе» сформулируем набор действий для сотрудников образовательных организаций. Алгоритмы по ним (порядок действий и необходимый минимум) могут составляться разные, с учетом готовности школы, в зависимости от ресурсов и потребностей, варианта организации обучения (только в электронной форме либо в интеграции очного и электронного обучения).
Администрация школы:
- Издает приказ о временном переводе образовательных программ на реализацию в форме электронного обучения с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами с указанием срока действия такого решения, либо на модель, интегрирующую очную и электронную форму обучения (в том числе в формате свободного посещение занятий обучающимися).
- Формирует комиссию по проведениюмониторинга технического обеспечения учителя (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые электронные приложения). Выявляет потребности в обеспечении учителей необходимым оборудованием, проверяет наличие действующих адресов электронной почты, фактической работы в электронном журнале и дневнике.
- Организует ежедневный «Экран обучения» - мониторинг фактически присутствующих обучающихся, дистанционно обучающихся (по информации от родителей и заболевших (тех, кто по болезни не учится). Определяется время подачи сведений от каждого класса классному руководителю – заместителю директора – ответственному специалисту за мониторинг
- Определяет оптимальный набор ресурсов, онлайн-платформ и электронных приложений, в том числе электронных образовательных ресурсов, которые допускаются к использованию в образовательном процессе. Внести соответствующую корректировку в основную образовательную программу школы, проинформировать родителей, путем размещения указанной корректировки на сайте школы.
- Продумывает инструкции и алгоритмы для учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей) по каждому ресурсу, используемому при дистанционной форме обучения.
- Организовывает систему взаимообучения учителей внутри коллектива по использованию электронных приложений, организации онлайн уроков, вебинаров, консультаций и другим вопросам. Продумать план методической работы образовательной организации в форме мобильной школы, включающий мероприятия по взаимодействию учителей.
- Организовывает совещания учителей для корректировки рабочих программ по учебным дисциплинам на период реализации электронного обучения с применением ДОТ, в ходе которого обсудить и внести корректировки в рабочие программы за счет укрупнения учебного материала в учебные еженедельные модули (например, математика, класс, 1-я неделя обучения, тематическое содержание учебного материала, график выдачи домашних заданий, их объем, форма, срок сдачи). Структурировать учебный материал в формате: день недели – учебный предмет, либо один-два раза в неделю ( в зависимости от объема изучаемого материала в учебном плане).
- Формирует учебные планы, соответствующие модели электронного обучения с применением ДОТ.
- Составяет расписание учебных занятий для каждого класса. Включить: регулярные видео чаты (уроки по скайпу, вебинары и тд); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций.
- Определяет предельно допустимый объём ежедневных-еженедельных домашних на учащегося по всем предметам.
- Организует работу по формированию открытого банка учебных материалов, например, научно-популярных и художественных фильмов и заданий к ним. Данная работа – один из возможных форматов подключения библиотечных ресурсов школы. Кроме того, библиотеке необходимо сформировать электронный каталог художественной и научно-популярной литературы для каждой параллели, а также каталог электронных форм учебников.
- Разрабатывает положение об оценивании заданий электронной формы обучения, критерии оценки. В том числе для случая проведения контрольных работ и промежуточной аттестации, включая письменные работы.
- Просчитывает увеличение нагрузки на учителя-предметника за счёт получившейся группы дистанционного обучения. По возможности предусмотреть систему стимулирования и премирования учителей в зависимости от количества дополнительной работы, либо скорректировать нагрузку учителя за счёт перераспределения очной и электронной форм обучения.
- Вносит коррективы в положение об оплате труда, стоимости часа дистанционного обучения.
- Корректирует правила внутреннего трудового распорядка, правилах для учащихся.
Классный руководитель
- Ежедневно в определённое время (например, 11-00) заполнять «Экран обучения».
- Собрать данные с учащихся класса: наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес скайп (либо другого ресурса для видео взаимодействия).
- Собрать актуальные данные родителей (телефон, электронная почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей).
- Осуществлять мониторинг взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками.
- Не реже одного раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводить «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Продумать (можно совместно с психологом) тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности. Подключить психолога.
- Ежедневно проводить часы общения с учениками очной формы.
Учитель-предметник
- Определить удобные ресурсы и приложения для дистанционной формы обучения по своему предмету (коммуникация – электронная почта, чат в мессенджерах, электронный журнал; видео урок - вебинар, скайп, zoom и тд; Тесты, домашние задания - регулярность, график; Учебный материал - учебник; видео урок, дополнительные источники; способы организации обратной связи, рефлексии (ресурсы).
- Сформировать список инструментов и приложений, их краткое описание для обучающихся каждой параллели; обсудить на малом педагогическом совете и методическом объединении; вывести итоговый общий список.
- Продумать и обсудить с коллегами формат организации онлайн уроков, структуру и этапы.
- Сформировать планирование преподавания учебного материала блоками, предметы закрепить за днями, сгруппировать учебный материал. Например, литература, история могут быть дистанционно один раз в неделю, задание даётся на неделю, описывается перечень тем к изучению и общий недельный объем домашних заданий; математика, русский язык, английский язык - два-три раза в неделю по тому же принципу.
- Продумать и подобрать учебный материал для своего предмета, совместно с сотрудниками библиотеки при их помощи и ресурсном сопровождении (включая физическую культуру, изо, музыку. Это прежде всего каталоги электронных форм учебников, а также каталоги научно-популярных видео, электронные образовательные ресурсы, фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, а также творческие работы).
- Внести корректировки в рабочие программы на период интеграции очного и электронного обучения, только при электронном обучении. (Лист коррекции), предусмотрев три блока: очное обучение (как есть по плану); электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (крупные блоки); болезнь ребёнка (система консультаций после выздоровления посредством крупных блоков учебного материала).
- Продумать форматы домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием. Описать подробно технологию: как ученики сканируют-фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем документе.
- Продумать формат и регулярность информирования родителей об обучении детей при реализации электронной формы обучения. Составить памятку информирования, довести до сведения родителей.
- Продумать формат взаимодействия обучающихся, посещающих школу, и тех, кто обучается дистанционно. Создать смешанные группы для обсуждения проектов, творческих работ, выполнения домашних заданий.
- Если есть возможность записывать урок на видео, формируя банк видео уроков.
Наталия Александровна Киселева, выпускник магистратуры НИУ ВШЭ программы «Управления образованием»,
заместитель министра образования Московской области
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!