«Бороды брить» — Ярослав Кузьминов про цифровизацию образования
«Мы отменим лекционные занятия в классической форме. Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами. То есть каждый профессор "Вышки" запишет и будет поддерживать онлайн-курс по своему предмету».
02.10.2018 Источник Коммерсантъ
«На рынке высшего образования выросли новые игроки. По прошлогодним данным, здесь около 70 млн, тогда как всего 150 млн офлайн студентов во всём мире. Рост составляет полтора раза в год, так что у нас скоро будет ряд предметов осваиваться исключительно через онлайн-курсы, безотносительно к тому, это университет или нет. В России массовые курсы способны выйти на широкий рынок, экономически вытеснив офлайн. Пример – это pennState: онлайн программы преподают те же профессора, что и офлайн курсы в кампусе. У тебя возникают виртуальные кафедры, которые состоят из преподавателей из других стран или других регионов. Это огромный шанс для любого университета подняться».
15.07.2019 Источник Информбюро 20.35
«Уже после 2025 году онлайн-студентов станет больше, чем офлайн. По мере включения все большего количества элементов искусственного интеллекта, подстраивающего программу под особенности восприятия конкретного слушателя, онлайн не оставят традиционным форматам никаких шансов на существование. Единственное препятствие на пути тотального перехода образования в онлайн связано не с техникой, а с особенностями психики. И пока платформы умеют делать не всё из того, что делают университеты. Ближайшие 10 лет высшая школа будет искать решение этой проблемы. Очевидно, что будущее за «смешанной моделью» ( blended learning) – когда онлайн курс является только одним из элементов обучения, наряду с обычными семинарами».
02.09.2019 Источник Ведомости
«Цифровая революция, по моим оценкам, должна привести к ренессансу профессии школьного учителя. Перегрузка учителей не творческими, а административными и бюрократическими задачами – главное, что убивает творческий потенциал. Искусственный интеллект способен взять на себя монотонный труд, не просто проверяя вместо учителя тетрадки, но и делать обобщения: сколько детей смогли выполнить задание, что именно не получилось, кто нашел нестандартное решение…Традиционных учебников в школах не останется, они доживают последние 10 лет. Огромное цифровое “образовательное облако” заполнится методиками тысяч разных учителей. Благодаря этому школа наконец сможет избавиться от присущей ей инвалидности однозначности».
02.09.2019 Источник Ведомости
«Деньги, которые высвободятся от замещения некачественных лекций онлайн-курсами, региональные университеты смогут направить на создание научных лабораторий. Мне кажется, что это реальный шанс для многих из них вернуться именно в состояние университетов... Если профессор выйдет в аудиторию, которая уже прослушала его онлайн-курс, коэффициент полезного действия будет другой, а студент, в свою очередь, мог бы покупать онлайн-курсы ведущих профессоров. Онлайн-курсы смогли бы решить и проблему качества заочного образования».
16.10.2018 Источник ТАСС
«Знание меняется настолько быстро, что невозможно иметь в каждом университете специалистов по каждому предмету. Онлайн дает возможность резко расширить круг курсов «от исследователей», отражающих передний край науки. И сделать его доступным для каждого университета. Студентам ближе и новая форма: те, кому 15 – 25 лет, привыкли очень быстро выхватывать нужное и бежать дальше. Им нужны не двухчасовые лекции, а немедленная обратная связь. Поэтому практически все онлайн-курсы имеют дробную структуру: каждая лекция разбита на 10 – 20-минутные завершенные смысловые блоки, в каждом из которых «спрятаны» вопросы, призванные удержать внимание студента».
18.02.2019 Источник Российская газета
«В России больше трети студентов — это заочники. И очевидно, что если мы переключим эти программы на онлайн-курсы ведущих университетов, то сделаем серьезную инвестицию в качество образования этих людей, и, действительно, это будет таким серьезным государственным решением. Мы вообще наблюдаем усиление тренда интеграции онлайн-обучения с формальной системой образования, это так называемый онлайн-гибрид».
06.06.2019 Источник Федеральное агентство новостей
«В России проблема заключается в том, что люди психологически не приняли внедрение онлайн-курсов. И считают онлайн-обучение чем-то вроде неприличного образования. Парадокс, но в США онлайн-курсы производят ведущие университеты, внедряют средние. В РФ и производят, и внедряют их только 10% вузов. Поразительная ситуация с ригидностью нашей системы. Выход для России в том, чтобы начать массовое обучение самих вузов по созданию онлайн-курсов и их продвижению на рынок образования».
17.07.2019 «Независимая газета»
«Мы решили, что в ближайшие два года выйдем на замещение всех лекций онлайн-курсами. Каждый профессор Вышки запишет и будет поддерживать онлайн-курс. Эффективно замещении в вузах именно лекций, а не всего курса, потому что тогда сохранится группа преподавателей, которые непосредственно общаются со студентами, ведут семинары, принимают экзамены. Профессор будет общаться с молодыми преподавателями, которые ведут семинары по его онлайн-курсу. У нас появится возможность трансплантации ведущего ученого на 10 – 20 вузов по всей России. Это резко поднимет качество образования».
02.10.2018 Источник Росбалт
«Мы сейчас создали национальную платформу открытого образования, там уже 217 курсов от лучших университетов России: для Coursera делаем более общие курсы, меньше «разжевываем», а для национальной платформы создаем практически полную копию наших очных учебных курсов. В Вышке создаем конкуренцию преподавателям со стороны онлайн-курсов: она поможет держать нас в тонусе. В 2016–2017 учебном году мы уже включили 350 онлайн-курсов в учебные планы. Выбрать, кстати, можно не только из курсов ВШЭ — если студент находит онлайн-курс по той же дисциплине, скажем, в Гарварде, и хочет зачесть его, это тоже возможно. Наша конечная цель — внедрить такую модель смешанного обучения во все образовательные программы».
21.01.2018 Источник Эксперт
«В России спрос на качественное высшее образование очень велик, а возможность удовлетворить его значительно меньше. Онлайн для большей части российских вузов – это шанс сосредоточить ресурсы на поддержке научных школ. Думаю, в итоге доля онлайн-обучения в учебных программах исследовательских университетов должна составлять 10–15%, в университетах, которые дают профессиональное обучение, — 30–40%, а в большинстве университетов — как раз в тех, что дают так называемое «общее высшее образование», — от 70 до 100%. Да, к этому не все готовы. В отношении цифровой культуры мы сейчас находимся в положении русских бояр, которым начали брить бороды. Есть ощущение, что все это как бы навязано. Но постепенно это ощущение пройдет».
21.01.2018 Источник Эксперт