«Нас может ждать “антицифровой” откат»
Материал опубликован в IQ.HSE.ru
Я отношусь к тем оптимистам, которые стараются найти плюсы в любой ситуации и считаю, что даже самые большие риски открывают окна возможностей, которые нельзя упускать. Такой возможностью стал поголовный переход на дистанционное обучение. Основных направлений работы несколько: подготовить платформы и приложения, обучить «старшее поколение», обеспечить процесс технически и нормативно, наладить обратную связь.Есть и еще одно — и его я подчеркну особо — это перевод на «дистанционку» студентов. Пока у нас нет данных о том, как это выглядит на их стороне, но могу предположить, что скорее директивно. Например, за кем последнее слово в том, какую платформу использовать? Скорее всего, за вузом и его администрацией — в лучшем случае за преподавателем, но не за студентом. А где обучающемуся будет комфортнее всего? Ведь юзабилити — немаловажная составляющая процесса обучения. Может быть и правда, стоит сделать аватары в Minecraft и заниматься учебой между строительством и добычей ресурсов в игре?
Риск в том, что мы, преподаватели, воспринимаем нынешнее поколение студентов (и бакалавров, и магистров) как тех, кто родился и вырос с гаджетами в руках. И как будто бы по умолчанию им-то должно быть легко, понятно и комфортно в цифровой образовательной среде. Главное — улучшить качество контента и картинки, заточив их под нерутинные требования миллениалов, клиповое мышление зумеров и активизм следующего за ними (пока что официально безымянного) поколения.
Но не все так просто. Студенты лихо справляются с освоением цифрового виртуального пространства Интернета в целом, но, вот доверие к образовательной цифровой среде оказывается очень хрупким.
В 2019 году в совместном с Фондом Владимира Потанина исследовании “Рождение российской магистратуры” мы с руководителем нашего проекта А.В. Гармоновой провели опрос бакалавров и магистрантов 19 региональных вузов по целому спектру вопросов: от оценки своих soft skills до отношения к системе бакалавриат-магистратура. Из этого исследования нас сейчас интересует несколько вопросов, которые служили индикаторами отношения студентов к онлайн-обучению и новым формам контакта с преподавателем. И вот что мы выяснили.
Во-первых, чтение лекции под диктовку и доклады на семинарах предсказуемо видятся большинством студентов, как отжившие себя формы. Но потребность в живом контакте с преподавателем в аудитории остается для студентов намного ценнее, чем онлайн обучение, которое они воспринимают с настороженностью.
Особенно сильно эту тенденцию видно у бакалавров. Большинство из тех, кто считает, что онлайн-курсы должны проводится редко, хотят развивать личностные умения, которые они не связывают с цифровой средой: лидерство, предпринимательство, работа в команде, управление проектами.
Казалось бы, онлайн-инструменты позволяют создавать распределенные команды, запускать стартапы, учиться управлять проектами и проявлять организационные и лидерские качества. Но как раз больше всего скептичны те из студентов, у кого был опыт использования образовательных курсов в онлайне.
Если откинуть тот факт, что это могло быть формальностью, а организация процесса хромала, и посмотреть на сухой остаток, то мы увидим беспокойство студентов о том, что они останутся наедине с цифровым миром образования — и в нем утонут. Поэтому есть шанс, что после того, как карантин закончится, нас может ждать «антицифровой» откат — нежелание студентов продолжать учиться дистанционно.
Здесь важно понимать, что нынешняя ситуация требует от студентов высокой адаптируемости, при этом не давая уверенности в завтрашнем дне. Образование должно формировать эту уверенность, выступая комфортной, а не агрессивной средой. Возлагать эту функцию в условиях резкой цифровизации только на преподавателя нельзя.
Палочкой-выручалочкой могут стать тьюторы с навыками оператора «линии доверия»: то есть те, кто будет оказывать не только и не столько методическую помощь и осуществлять контроль, сколько поддерживать и направлять каждого — каждого! — студента в его образовательной траектории.
Давайте признаем, что профессии «дизайнер образовательного трека» или education coach не просто профессии будущего — это профессия настоящего. Потому что будущее уже наступило.
Щеглова Дарья Владимировна
Научный сотрудник Институт образования