• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Первый раз в онлайн-класс

Вчера в школах России началось полномасштабное и уже «не тренировочное» обучение в дистанционных формах. Первые пробы состоялись в марте, затем в большинстве регионов ввели каникулы. С 6 апреля учеба возобновилась. Мы начинаем наблюдать, насколько успешно российское образование справляется с этим вызовом.

Первый раз в онлайн-класс

Готовность к старту

Не все региональные системы готовы к переходу к дистанционному обучению: по этой причине власти ряда субъектов РФ отложили его запуск и продолжили подготовку. Так, в Алтайском крае приступят к дистанционному обучению с 13 апреля. До этого времени администрации школ и комитетов по образованию должны обеспечить надомные условия для работы учителей, а каждый педагог должен опробовать такую форму работы. В Ульяновской области занятия в дистанционном режиме начнутся только 8 апреля. В Новосибирской области обучение в первые учебные дни после нерабочей недели проводится в тестовом режиме, чтобы убедиться в надежности платформ.

Проблемы с интернетом и компьютерами

С предсказуемыми трудностями столкнулись в сельской местности, особенно в отдаленных селах, где устойчивое соединение – проблема. В Саха (Якутия) принято решение, что если санитарно-эпидемиологические условия позволяют, то на селе создаются дежурные группы не более 12 человек с соблюдением социальной дистанции и санитарного режима. Посещение малокомплектных школ разрешили в Новосибирской области, Приморье. В Свердловской области в отдалённые населенные пункты были доставлены сотни модемов с безлимитным интернетом для учителей и тысячи сим-карт с безлимитным интернетом для школьников. Один из самых очевидных барьеров на пути к знаниям в дистанционном формате – социальное неравенство: далеко не в каждой семье ученик обеспечен компьютером или другим подходящим для онлайн-уроков гаджетом, В Якутии местное управление образования закупило более пяти сотен планшетов и сим-карт с безлимитным до 1 мая интернетом для малообеспеченных детей. Необходимое оборудование во временное пользование предоставили части учащихся во Владимирской и Ульяновской областях. Идет работа по выявлению семей (в первую очередь – многодетных), у которых нет компьютеров, для закупки в Самарской области и Кабардино-Балкарской республике. В Санкт-Петербурге губернатор призвал жителей города поделиться ненужными планшетами с малоимущими школьниками. Акцию поддержали частные и некоммерческие организации. За Петербургом последовали и в Ленинградской области – объявили кампанию сбора планшетов для нуждающихся школьников региона. Нередки примеры, когда без техники оказались учителя. Так, в Ивановской области, по результатам проведенного в весенние каникулы мониторинга, десять процентов преподавателей области не имеют необходимого оборудования для работы из дома. Там и в Костромской области таким учителям предложили временно взять школьные компьютеры и установить их у себя дома. Есть и учреждения, функционал которых практически невозможно перевести в онлайн. Речь идет о коррекционных школах для детей с серьезными нарушениями здоровья. В большинстве регионов, например, в Томской области, им разрешено продолжить работу в режиме дежурных групп.

Платформы упали

Из тех регионов, кто «вышел на тропу дистанта», большинство столкнулось с проблемами в первый же день. Основной стало падение основных платформ, рекомендованных Министерством просвещения – Учи.ру, ЯКласс, РЭШ и МЭШ. К сожалению, почти повсеместно отмечаются серьезные сбои в работе как этих платформ, так и сервисов электронного журнала («Дневник.Ру», «Виртуальная школа», «Сетевой город», «БАРС. Образование – Электронная школа» и других). Это закономерно, платформы не были готовы к настолько массовому использованию. В этой ситуации, например, в Челябинской области орган управления образованием рекомендовал муниципалитетам выставить расписание по скользящему графику, «чтобы не обрушить систему». Кроме того, провайдеры фиксируют значительное увеличение потребления интернет-трафика. В этой ситуации власти Башкирии, например, попросили жителей минимизировать нагрузку на интернет во время школьных онлайн-уроков.

Альтернативные «каналы доставки»: от ТВ до посылок

Некоторые региональные министерства на регулярной основе начали транслировать занятия по местному телевидению, радио и в соцсетях. Так поступили новгородское ведомство в рамках проекта «Уроков.нет», якутское – совместно с НВК «Саха». В Оренбургской области запустили видеоуроки в эфире регионального общедоступного телеканала ОРТ (со 2 по 9 класс – по два урока в день). В Магаданской области местный медиохолдинг транслировал видео «наиболее сложных» уроков. «Продвинутые» педагоги проводят уроки по Skype и Zoom. Последний также не всегда выдерживает нагрузки. Те учителя, которых «подвели» платформы и которые пока не освоили новых сервисов, организовали чаты в мессенджерах, создали группы по предметам в социальных сетях. Во многих случаях консультации и задания организуют по телефону. В Ульяновской области ребята, живущие в селах, где возможности интернета ограничены, получат задания на флеш-накопителях. В ряде регионов встречаются примеры организации почтовой пересылки печатных заданий ученикам. В некоторых школах Новосибирской области школам рекомендовано отладить взаимодействие с родителями, чтобы те получали задания на вахте школ. В Мурманской области родители сообщают о том, что задания выкладывают на сайтах школ, а ответы ученики должны высылать учителю по электронной почте, в том числе – в виде фотографий.

«Режимные моменты»

Если техника все-таки работает, то можно подумать о том, как регулировать дистанционное обучение. В Санкт-Петербурге первоклассники продолжат учиться на дому с привычными учебниками и тетрадями, а в Башкирии для первоклассников запущены короткие телеуроки. Также в Башкирии всем учителям рекомендовано отказаться от оценок «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». В Татарстане для всех продолжительность урока сокращена до 30 минут, кроме того, уже через 15 минут после начала урока преподаватель может провести физкульт-минутку.

При подготовке были использованы материалы: РИА Новости, ИА REGNUM, Ykt.ru, TVTomsk, ИД «Коммерсант», KazanFirst, Правительства Московской области, NewsYkt.ru, «Российской газеты»Официального сайта Правительства Свердловской области.