Вузы в шоке
Карантин обострил разрыв
По словам научного сотрудника Института образования Ульяны Захаровой, «существенный разрыв между вузами и внутри них оказался главным «открытием» карантина». Лучшие университеты сегодня активно демонстрируют сообществу свои передовые решения, но едва ли они станут массовыми, так как требуют соответствующих ресурсов и компетенций. Срочный переход на дистант оказался вызовом и для них самих.
Мы видим вебинары лучших представителей топовых университетов. Уровень компетенций с онлайн-обучении большинства других сотрудников может быть значительно ниже. Так что ведущие вузы будут следовать золотому правилу: «Сначала обеспечьте кислородной маской себя...», и то, что они делают сейчас, рассказывают о передовом опыте и приглашают студентов иных вузов на свои курсы — это, пожалуй, максимум, что они пока могут дать другим.
«Слабые» вузы в сложном положении. С одной стороны, им нужен быстрый старт в онлайне, с другой – они осторожны с соглашениями с лидерами онлайн-обучения, которые могут оказаться невыгодны в будущем. Но отставание в дистанте грозит отставанием и во всех других сферах, имеющихся в вузах, помимо обеспечения непосредственно учебного процесса. Для того, чтобы удержаться на плаву вузам предстоит уже сейчас активно использовать потенциал технологий. Например, в рамках абитуриентской кампании экспериментировать с решениями в диапазоне от 3d-экскурсий по кампусу до таргетинга потенциальных абитуриентов в социальных сетях.
Не EdTech, а Instructional Design
Проблемы перехода российских вузов в онлайн – не только в технологической готовности, – считает Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Инобра и старший научный сотрудник лаборатории инноваций в образовании. Чтобы создать хороший онлайн-курс, необходим в первую очередь грамотный педагогический дизайн, а уже во вторую – технические решения. Офлайн-курс еще как-то может состояться на импровизациях, харизме и высоком профессионализме преподавателя, живом контакте, более жестких формах контроля. В онлайне отсутствие четкой «архитектуры» курса приведет к провалу. Поэтому в западных университетах сначала с идеями преподавателя работает педагогический дизайнер.
Когда преподаватель создает новый курс, служба Instructional Design разбирает вместе с ним по полочкам: какие результаты обучения нужны, какой опыт должны получить студенты, какие понадобятся материалы, виды практик, – рассказывает Татьяна Хавенсон. – И уже после этого в процесс включается
IT-служба, у которой тоже достаточно строгий протокол: все лекции, все задания курса должны быть выстроены в LMS , чтобы студент мог получить максимум дистанционно.
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Старший научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании
Эти правила действуют даже в самых слабых вузах. Именно поэтому США и Англии сейчас легче: «Они уже живут в другой эпохе с точки зрения дистанта в высшем образовании. Тоже говорят о «шоке» и «вызове», но их шок – это перевести оставшиеся 40% учебного в онлайн. То, что мы сейчас называем онлайнизацией образования, для них настолько давний этап, что некоторые их советы почти невыполнимы».
Карантин создает предпосылки не только к тому, чтобы в российских вузах появились службы педагогического дизайна, но и к отказу от откровенно устаревших традиций. Например – от того, как организованы экзамены, потому что, по словам Татьяны Хавенсон, «это унизительно для высшей школы – ходить и смотреть, чтобы люди не списывали», и от принципа closed book давно пора отказаться. К счастью, онлайн-обучения делает его трудно реализуемым.
Фан-сообщества за стенами вузов
Одним из долгосрочных итогов карантина станет «распаковка» образовательных программ, – считает директор Центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский. Онлайн-курсы одних вузов неизбежно будут приходить в программу других. Это не только даст толчок к укреплению связей между университетами, но и создаст профессиональные сети, не замкнутые на конкретных вузах: «В этой связи прогноз возникновения «сетевых кафедр» уже не кажется фантастическим. Более того, можно предположить, что в «сетевую кафедру» войдут не только преподаватели, но и самые активные студенты – фан-сообщество».
По его наблюдениям, на жизнь университетов будут влиять и общие изменения в экономике и на рынке труда.
Споры о девальвации ценности высшего образования шли и до пандемии. Возможно, у семей сместятся приоритеты, и окажется, что высшее образование не нужно в таких масштабах и охватах. Кроме того, переход в онлайн сделал каждого свободнее от всех. Появилась техническая возможность разделиться: тем, кто заинтересован и не заинтересован; тем, кто ищет практической пользы и просто понимания мира... Интересно, что и потребность студентов в общении в условиях «удалёнки» решается сегодня вообще без участия вузов.
Зиньковский Кирилл Викторович
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании
Может оказаться, что университеты – по крайней мере, в их нынешнем виде – окажутся менее востребованными. Это один из пессимистичных сценариев. Оптимистичный – что именно благодаря развитию дистанционных технологий университет укрепит свое положение на рынке высшего и непрерывного образования. По крайней мере, вузы взялись за это активно, а массовую срочную подготовку преподавателей к работе в онлайн уже называют самой масштабной кампанией по повышению квалификации в истории российской высшей школы.
Захарова Ульяна Сергеевна
Научный сотрудник Института образования
Зиньковский Кирилл Викторович
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Директор Департамента образовательных программ
Захарова Ульяна Сергеевна
Научный сотрудник Института образования