• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Третья неделя. Активизировались все, следователи тоже…

Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Сергей Косарецкий, Надежда Бысик и Екатерина Половинкина продолжают наблюдать, насколько успешно российское образование справляется с дистанционным обучением.

На каникулы – раньше времени?

Все больше регионов досрочно завершают учебный год.

Так, в Томской области занятия начальной и средней школы завершатся 15 мая, в Рязанской области – 21 мая. В Карелии и Калужской области учебный год не будут завершать досрочно – даже плохой дистант лучше, чем отсутствие продуктивной занятости детей.

В Нижегородской области вопрос, продолжать ли учебный год, вынесен на открытый педсовет с участием чиновников и управленцев.

Многие переходят на сокращенный учебный план: выделяют приоритетные дисциплины, по остальным рекомендуют выставить отметки по прошлым четвертям. Такое решение принято, например, в Иркутской области. В Воронежской области и Алтайском крае школам рекомендовали ввести мораторий на низкие оценки.

Прагматично отнеслись к ситуации в Томске. Решено прекратить тепло- и энергоснабжение пустых школ, чтобы сэкономить на содержании зданий.

Офлайн-креатив

Продолжается поиск решений – как помочь детям, у которых нет интернета.

В селе Старково Курской области, где только 8 учеников из 43 имеют доступ к интернету, классные руководители раз в неделю обходят дома, собирая выполненные домашние задания и раздавая новые. В Новгородской области в этом процессе задействованы автобусы, а в некоторых случаях дети сами приносят тетради в школу. В селе Баловнево Липецкой области учитель использует «бесконтактную систему обмена», при которой дети в разное время приходят в школу, приносят одни тетради и забирают другие. В Алтайском крае в одной из сельских школ задания развозит учитель физкультуры, в другом селе точкой сбора домашних работ служат специальные коробки в хозяйственном магазине. В шкафчике продуктового магазина педагоги оставляют новые задания. В некоторых населенных пунктах Татарстана применяют так называемые «кейс-технологии»: детям передают задания на два-три дня, а затем педагоги приезжают и собирают работы на проверку.

Предлагаются решения, позволяющие учесть дефицит цифровых устройств в семьях. В одной из станичных школ Ставропольского края составили гибкий график, чтобы уроки разновозрастных детей из многодетных семей по возможности проходили в разное время.

Регионы, которые до пандемии активно включались в инновационные проекты, оказались в выигрыше. Пилотный регион проектов Сбербанка Ярославская область получил доступ к новейшему бесплатному образовательному ресурсу – Школьной цифровой платформе. В Татарстане в образовательном процессе используется 10 платформ – по ним разнесены уроки разных классов и предметов.

Поддержка советами и деньгами

В регионах пробуют разные инструменты адресной поддержки педагогов в новых условиях.

На своем youtube-канале ИРО Калининградской области публикует советы директоров школ (проект «Время решений») и учителей (проект «ГИА»). Ассоциация молодых педагогов Алтайского края записывает ролики учителей с советами по использованию цифровых инструментов. Методический центр Департамента образования и науки Москвы открыл сайт «Классный руководитель онлайн». В Тутаеве (Ярославская область) на базе муниципальной методической службы создан тьюторский центр. К сожалению, такие практики есть не во всех регионах, но в условиях онлайна – это не барьер.

По-разному регионы ведут себя в отношении оплаты труда педагогов. Так в Нижегородской области учителя некоторых школ пожаловались министру образования региона на попытки работодателей снизить им зарплаты или отправить в неоплачиваемый отпуск. А вот в Калужской области власти заявили о намерении выплатить компенсации и премии за дополнительные расходы и нагрузку, связанные с переходом в онлайн. В Татарстане педагогам компенсируют расходы на интернет-трафик.

Участвуют все – от студентов до министров

Тренд последней недели – развитие практик волонтерства и взаимопомощи.

Стартовали федеральные проекты «Волонтеры просвещения» (студенты помогают учащимся из многодетных и трудных семей), «Помоги учиться дома» (безвозмездная передача учащимся компьютерной техники), «100 баллов для Победы» (выпускники прошлых лет дают советы нынешним).

Свои инициативы запущены в регионах. Свердловское телевидение открыло проект «Учимся дома», в котором учениками стали корреспонденты, а уроки ведут лучшие учителя. В Алтайском крае создано сообщество «Задачка со звездочкой* Алтайский край». Старшеклассники, учителя, родители отвечают на любые вопросы, связанные с обучением. В Красноярском крае волонтеры проекта «Большое будущее маленьких школ» помогают тестировать онлайн-платформы, налаживать переход на дистанционное обучение.

По инициативе губернатора Алтайского края Виктора Томенко чиновники проводят онлайн-уроки для школьников и делятся своими лайфхаками. В Пермском крае школьники-активисты проводят интервью в Instagram – получают ответы на интересующие их вопросы, в том числе у региональных и городских чиновников.

Чем помочь мигрантам?

Все больше свидетельств, что ситуация пандемии особо негативно сказывается на положении детей мигрантов. Известно, что мигранты часто живут по несколько семей в съемных квартирах, располагают только одним на всех местом для занятий, редко имеют компьютеры и доступ в интернет. Хорошо, что есть уже не единичные примеры, когда дети из таких семей берутся на персональный учет для вовлечения в учебу: так делается в Ярославской, Калининградской областях и Якутии.

Как вовлекают родителей

Растет нагрузка на семьи и их психологическая напряжённость. Ведомства ищут варианты управления ситуацией. Во многих регионах открыты «горячие линии» для оперативной помощи семьям в организации дистанционного обучения.

В Алтайском крае запущен интернет-проект родительской академии «Час с пользой». Городской комитет по образованию Барнаула запустил в соцсетях флешмоб «Мам, я дома» для формирования у родителей позитивного отношения к дистанционному обучению детей. Ребята и их родители выкладывают видеоролики о том, как дети готовят уроки, занимаются физкультурой, помогают с учёбой младшим братьям и сёстрам. Учителя устроили фотосессию в школьных кабинетах и коридорах, опустевших без учеников. В Ростове управление образования города провело городскую акцию «Школа на дистанте», в рамках которой родители делились видеороликами на тему того, что нового они открыли для себя за последние недели.

В Калужской области министр призвал родителей разделить педагогические функции с учителями в это непростое время, а со своей стороны обещает разобраться с возросшим объемом домашней работы. В Ханты-Мансийском автономном округе фиксируют массовый переход на семейное обучение.

Следствие разберется

Если на прошлой неделе мы отмечали рост отчетности о переходе на дистанционное обучение, то на этой активизировались надзорные и правоохранительные органы. Так, в Саратовской области сайты школ проверены прокуратурой на наличие исчерпывающей информации о порядке дистанционного обучения. В Тольятти прокуратура проверяет, в должном ли объеме педагоги и дети из многодетных семей обеспечены компьютерами. СК Тюменской области заявил о готовности защищать учебный процесс от атак пранкеров. А в Санкт-Петербурге уже возбудили уголовное дело за срыв онлайн-трансляций для школьников.

При составлении дайджеста были использованы материалы изданий: 
https://riavrn.ru;  nesluhi.info;  sitv.ruoka.fm; ya62.ru; russian.rt.com; m.nikatv.ru; rg.ru
rg.ru; tass.ru; dddkursk.ru; om-saratov.ruvnru.ru;news.rambler.ru; karel.mk.ru
progorod76.runews.sarbc.rum.vn.rungs24.rungs24.rudonnews.ru;  nn.aif.ru; rossaprimavera.rukp40.ru; riatomsk.ru; stavropolye.tv; ura.news7x7-journal.ru; moika78.ruhttps://www.nn.ru/ ; http://www.evening-kazan.ru/ https://1line.info/ https://komiinform.ru https://www.gorodperm.ru/ https://sntat.ru