• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50

Как вести урок, если нет проводного интернета, ради чего отказываться от двоек, и почему инстаграм порой не хуже самой «прокачанной» образовательной платформы. Лайфхаками для педагогов делится Наталия Киселева – выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, учитель математики, вошедшая в TOP 50 Global Teacher Prize . Тем, кто еще не освоился в дистанте, она предлагает свою формулу «покорения» онлайн.

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50

Семье и школе нужно договориться

 Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

В дистанте родители заменяют учителей – этот ложный посыл звучит сейчас довольно часто. Действительно, нагрузка на родителей во многом возросла из-за издержек переходного периода. Безусловно, школа адаптируется, но речь о другом. В любых форматах родители – важные участники образовательного процесса. Для них со стороны школы и учителей нужна максимальная открытость и ясные инструкции. В моей практике помогает еженедельный план для каждого класса с перечнем и ссылками на подключение, а также ссылками на необходимые материалы.

Если ребенок обучается без интернета, то в печатном маршрутном листе, кроме упражнений учебника и перечня тем на неделю, нужно сделать памятку для родителей с описанием работы, возможные вопросы для обсуждения с ребенком.

Родители могут выступить в роли сборщиков информации, организовывать еженедельные информационные рассылки по электронной почте о планах на неделю собирать обратную связь, модерировать родительский чат, решать возникающие конфликтные ситуации или недопонимания.

Родительский чат нужно модерировать, чтобы конструктивные вопросы не проваливались под потоком эмоциональных сообщений, бесконечных недовольств и претензий. Модераторами могут быть родители, а не учитель.

Об алгоритмах взаимодействия с учителем, классным руководителем тоже договариваемся и прописываем: часы обращений и возможные каналы коммуникации (лучше не больше двух: почта и чат, тогда только письменно). Если работаем над проектами, то вовлекаем родителей в обсуждение продуктов, в голосование.

Важно помочь родителям не только в организации учебной деятельности, но и досуга. Дети должны быть заняты, иначе они найдут себе занятия сами. Родители обеспечивают безопасность ребенка, в том числе и в интернете. Учитель дает рекомендации по использованию социальных сетей, режиму дня, времени работы ребенка с компьютером.

 Родители могут становится участниками школьных проектов, которые учитель организует с учениками класса. Например, виртуальные спектакли по произведениям литературы, виртуальные музыкальные концерты, изучение геометрии в архитектурных объектах на примере галереи самых интересных знаний, мостов и так далее.

В некоторых странах, например, Австралии, уже запускают базовые уроки для родителей по организации обучения детей.

Основные вопросы, которые обсуждаем вместе:
  • Безопасность детей
  • Обучение
  • Организация досуга
  • Эмоциональное состояние ребенка

 

Не гонитесь за технологиями

 Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

Цепочка образовательного процесса: содержание – организация – технологии.

Даже сейчас, когда обучение строится исходя из технологических возможностей, инструменты и ресурсы не являются решающим фактором. Организация и содержание образования важнее!

Я всегда привожу такой пример. Когда хочу повесить памятные фотографии моей семьи на стену, прежде всего, я думаю о том, для чего я это делаю. Только потом беру молоток и гвозди. Или может статься, что фото лучше вовсе поставить на тумбочку.

В организации образовательного процесса ключевой фигурой является ребенок и его психолого-возрастные особенности. Начинаем с ответа на вопрос: «Зачем?». Зачем мы организуем или не организуем онлайн-урок, зачем задаем тест или отправляем ссылку на видео, зачем в маршрутный лист включаем именно такие задания.

Как мы будем получать обратную связь и строить взаимодействие между учениками. Очень важно не пренебрегать организацией взаимодействия даже при сложностях в использовании интернет-ресурсов. В смс-сообщениях, кратких телефонных разговорах, например.

Выбирая инструменты, следуйте принципам минимализма. Меньше ресурсов, меньше платформ, меньше каналов коммуникации. Большая проблема сейчас: по 12-15 аккаунтов детей в разных ресурсах, в них путаются родители и дети. Оптимизируйте и сокращайте, отвечая каждый раз на вопрос «зачем?»

 Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

В дистанционном обучении мы можем условно уходить от традиционных классов и уроков: организовывать групповую работу, продумывать индивидуальные траектории.

Схему организации урока, образовательного процесса можно описать так:

Ребёнок – организация деятельности (формы, способы, виды) – подбор необходимых инструментов (платформы, ресурсы) и параллельно структурирование содержания (деление на блоки-модули-дидактические единицы) – обучение во взаимодействии плюс само- и взаимооценивание.

Обходиться только домашкой – плохая идея

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

При переходе в дистант важно сохранить баланс между синхронным и асинхронным обучением. Нельзя обходиться только домашними заданиями. Возможность проводить уроки дают не только образовательные платформы. Социальные сети Instagram, ВКонтакте вполне подходят для прямого эфира, для проектной работы и создания обучающих видео и текстов. Причем записывать полезные видео не обязательно учителю. Создавать контент могут сами учащиеся, а учитель – организует и модерирует эту работу. Общение в мессенджерах тоже относится к форме синхронного обучения. В чатах можно быстро получить ответ на адресный вопрос, провести обсуждение, опрос, обмен мнениями.

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»


При выборе способов коммуникации я обращаю внимание на социальные сети, которыми пользуются дети. 

Помогайте друг другу

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

Сейчас около половины учителей не выходят в онлайн из-за неуверенности, технических трудностей и по другим причинам. Безусловно, не каждый учитель может и должен становиться медиапедагогом. Но учителя могут разделить задачи между собой и организовать работу совместно. Например, один проводит лекции для всей параллели, второй – проверяет домашние задания, третий – подбирает учебный материал, четвертый – консультирует и проводит онлайн практикумы. Смысл в том, чтобы оптимизировать и распределить общую нагрузку.  К проверке работ младших можно привлекать старшеклассников.

Нет проводного интернета – создайте сеть из учеников

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»

Используйте мобильную связь. Общий чат класса, групповые чаты с учениками – по интересам, по уровню усвоения предмета, по проектной работе или даже случайным образом. Придумайте групповую работу и формы общего обсуждения по телефону.

Договоритесь о сетевом взаимодействии. Например, определите четырех помощников, с которыми обсуждаете раз в день — не более одного звонка по минуте — какой-то вопрос. Они задают вопрос – вы отвечаете. Дайте им задания, прокомментируйте упражнение, теоретический вопрос, задачу.

Дальше каждый из них может выбрать ещё четырех помощников, которые по цепочке выполняют роль учителя. И так дальше – пока не охватите весь класс.

Попытайтесь организовать маршрутные листы на основе учебных пособий и учебников. Примерно так: «Я сделаю образец, вот здесь меня дополни, а потом сделай следующий шаг сам. Повтори в другой ситуации по этому же алгоритму». Консультации по телефону нужны реже, когда выстроена групповая работа и задействованы помощники.

Оценивайте вместе

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению» 

В дистанционном и смешанном обучении другая система оценивания. Традиционных 3-4-5 баллов не хватает. В тестах и проверочных работах можно использовать проценты выполненной работы, и переводить их в оценку; в проектной деятельности – критерии, проработанные заранее; в групповой работе – систему взаимооценки, самооценки. Учителя могут определить шкалу перевода тестового балла в оценку, могут определить какие баллы используют группы учащихся при оценке проектных работ.

Необходимы новые форматы контрольных работ, например, потому что непросто написать диктант онлайн. Что-то можно заменить тестированием. На площадках «Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА» есть материал почти для любого возраста.

Контрольную работу можно делать как тест, и как диалог-обсуждение. И оценку ставить как среднее арифметическое двух этих частей, например.

Интересно выстроить систему оценивания при работе в команде. Я понимаю, что я не смогу объективно оценить работу у каждого ученика в группе. Поэтому мы прорабатываем, по каким критериям можно оценить вклад каждого в эту общую работу, и внутри группы ребята договариваются и выставляют оценку.

Такая оценка складывается из нескольких шагов:
Первый: оценил себя сам.
Второй: оценила своя команда.
Третий: продукт работы оценил учитель или другая команда.

Оценку внутри команды можно выставлять следующим образом: предложить распределить дополнительные три балла между пятью участниками команды целыми числами по вкладу каждого. Это интересная механика обсуждения и объяснения.

Разделите с детьми ответственность

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»
«Делегирование ответственности» – об этом многие говорят, но немногие делают. Что это значит? Период в дистант – отличная возможность разделить ответственность за организацию образования с детьми и родителями.

Например, ученики могут становиться организаторами онлайн-занятий, заниматься сборкой «цифрового следа» (работ, ответов учеников), модерировать обсуждение, следить за соблюдением времени и т.д. Эти задачи с успехом могут выполнять, в том числе, отстающие. Такое вовлечение создает поле успеха вокруг ученика. Обязательно обсуждение и формирование совместных правил – это тоже делегирование ответственности.

Ученики могут становиться помощниками учителя: отвечать на вопросы, записывать короткие видео или аудиоподкасты с рассказом о решении, представлять новые темы.

Настройте групповую работу

Когда организуете групповую работу, старайтесь распределить обязанности для каждого. Дети чувствуют свою нужность и охотнее вовлекаются в процесс. Элементы перевернутого обучения помогают выстроить урок как общение. Оптимально разделять по 3 – 7 человек и периодически менять состав групп.  В каждой необходим организатор, сборщик итогового документа и хронометрист, который контролирует время. Ролей может быть больше. Важно, чтобы ученики пробовали себя в разных ролях, взаимодействовали не только с одноклассниками, но и учениками из других классов, если организовано параллельное обучение.

Сами настройтесь на позитив

Наталия Киселева, «Организация и управление переходом к дистанционному обучению»
В дистанционном формате работы, как нигде, необходима ориентация на позитивное взаимодействие. Искать возможность дать дополнительный шанс вместо: «Ты не сдал вовремя – ставлю тебе двойку». Это себе учитель двойку поставил, а ученик просто выключил экран монитора и звук. Не случайно онлайн-курсы дают возможность повторного шанса в тестах. Нужно сконцентрироваться на возможности поощрения, проявлении эмоций, сохранении человеческого контакта.

Вот такие правила мы разработали у себя в классе. Мы не кричим, если хотим что-то сказать, а «поднимаем руку» (такая функция встроена во многих ресурсах) или пишем в чате. Мы договорились не задавать вопросов на уровне: «Я ничего не понимаю!».

Строим последовательность шагов:

Первый: разобраться самому.
Второй: помощь друга.

Третий: помощь группы.

Четвертый: помощь учителя и (или) класса.

Акцентируем внимание на поиске решения. Учим не бояться ошибок, но искать их и исправлять.

Смотреть презентацию Наталии Киселевой «Организация и управление переходом к дистанционному обучению» полностью