Как «включить» ученика по другую сторону экрана
Как мотивировать
Несколько лет назад я впервые попала на крупнейшую европейскую выставку технологий в образовании BETT Show, которая ежегодно проходит в Лондоне. Удивило обилие решений для подростков и старшеклассников, в том числе онлайн-платформ на основе историй про Гарри Поттера и различных компьютерных игр. Впрочем, и у нас так же: тетрадки и дневники с картинками из сериалов «Реальные пацаны» и «Кухня» на обложках, изучение реального мира и взаимоотношений посредством компьютерных игр с виртуальными никами вместо имён и аватарками вместо фотографий.
В борьбе за внимание и мотивацию ребёнка мы пытаемся впихнуть в образовательный контент во всё, что популярно среди подростков.
Но каждый учитель как «Отче наш...» скажет, что игра – основная деятельность в начальной школе, а общение – в старшей. Том Беннет, независимый советник министерства образования Великобритании, сказал: «Предлагая ученикам игру, вы рискуете сфокусировать внимание не на том предмете. Учителям нужно избавляться от спорных и неэффективных методов обучения».
А для этого хорошо бы вспомнить те основы, которые в педагогических институтах преподавали всем будущим учителям. Потому что в обычной школе, вроде как, всё было системно, а тут с переходом в дистант все как будто впервые.
Даниил Эльконин, ссылаясь на концепцию Выготского, предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущей деятельности:
1) игра – дошкольники (их оставим в покое);
2) обучение – младшие школьники (конечно, с элементами игр). С быстрой сменой деятельности, активностью и подвижностью, с развитием познавательного интереса. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярко выраженную реакцию;
3) общение интимно-личное – подростки. Они чаще всего связывают обучение с личными, узко практическими целями. Подростку нужно знать, зачем выполнять то или другое задание, он ищет цель, интерес и результат здесь и сейчас. Ему важно мнение коллектива и свой статус, соревновательность, работа в группах и проектах;
4) деятельность учебно-профессиональная – юноши. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением.
Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
И вот теперь, когда напомнили эти основы, можно говорить об онлайн-образовании для каждой возрастной группы и разных способах мотивации.
Схема получается такая:
Ребенок – организация деятельности (формы, способы, виды) – подбор инструментов (платформы, ресурсы) и структурирование содержания (деление на блоки-модули-дидактические единицы) – обучение во взаимодействии плюс само- и взаимооценивание.
Ничего нового. Просто акцент на организации, а не содержании и технологиях.
Если мы идем от общения подростков в коллективе с духом соревновательности и акцентом на практику, то и подбираем формы групповой работы с опросами и голосованиями, четкими инструкциями и обсуждениями.
Что делать с «синдромом отличника»?
Конечно, условное разделение на очень и не очень ответственных детей не возникло вдруг с дистантом. Просто, как и все другие вопросы, усугубилось и развернулось под другим углом.
Очень ответственные, перфекционисты с синдромом отличника, готовы в дистанте к любым взаимодействиям с учителем, но не одноклассниками. Это разделение в классах стало более ощутимо. И если в групповой работе в школе ситуацию можно как-то решить, то в онлайне сложнее.
Ответственные дети предпочитают работать самостоятельно, а не в группе, даже с такими же, как и они ответственными детьми, либо в группах с незнакомыми детьми (в онлайн-курсах, проектах).
Они всегда на уроке, вовремя и с учебными материалами.
Перевернутый класс и принципы смешанного обучения – это для них. Онлайн-курсы и образовательные платформы тоже.
Они просматривают теле- и видеоуроки! И даже находят в них пользу!
У них нет вопросов с подготовкой к экзамену, потому что их репетиторы тоже переехали в онлайн.
Они всегда выполняют все задания по всем предметам. Присылают иногда в полночь и позже, потому что вдруг много стали задавать. И потому что в классе можно было всё-таки незаметно не сделать или не пойти в школу, если совсем устал, а в дистанте – нет.
Ответственным детям нужны понятные инструкции и алгоритмы, иногда (!) онлайн-встречи с учителем, и главное – НЕ МЕШАТЬ! Им нужен иногда отдых от школы и свободное посещение онлайн-уроков, освобождение от рутинных тестов и формальных домашних работ.
А ещё у таких детей очень высокий уровень тревожности. Он усугубился и значительно вырос с переходом в дистант, погружая в стресс от осознания того, что они что-то не получили, не выучили, не успели.
Если ответственные дети живут в семьях с тревожными ответственными родителями, то это катастрофа для ребенка.
Срывы и слезы начались на третьей неделе, когда прошли первые эмоции и притирки. Трагедия ненаправленной вовремя работы, зависающего сайта, нехватки времени и усталости. Дистанционное обучение частично или полностью – отличная перспектива для ответственных детей.
Задача взрослых – не пережать, не задавить потоком учебного материала. И почувствовать, когда у ребёнка не хватает сил и когда его нужно просто оставить в покое. И вот это очень сложно сделать в онлайн. Свобода и доверие со стороны взрослых, чёткие договорённости и понятные инструкции – вот успех в работе с такими детьми.
И что же тут нового дает дистант?
- новые возможности в обучении (интеграция учебных курсов, планов онлайн-оффлайн, учеба в нескольких организациях одновременно);
- возможность снижения школьной нагрузки при переводе в дистанционный формат ряда предметов или их частей;
- возможность свободного посещения онлайн уроков;
- возможность выбора детьми форм и методов обучения, включая частоту онлайн-взаимодействия с учителем, включая самостоятельные и домашние задания.
Важно: давать возможность делать выбор и принимать решения; учить ошибаться и радоваться своим ошибкам; вовремя оставить в покое.
Как работать с остальными: пять хитростей
А что же делать с теми, кто не очень усердно обучается? С кем непросто бывает в классе, чьи результаты не радуют?
Наверняка у учителей есть много разных фишек по этому поводу. Буду рада, если кто-то поделится своими в обмен на некоторые мои: я применяю их в 7-8 классах на уроках математики.
1. Просьба о помощи
Самый эффективный способ вовлечь подростков в работу – искренне признаться, что я что-то не умею и мне нужна помощь.
Пример 1. Задача найти площади фигур по готовым чертежам, 8 класс (есть такие задачи и в ЕГЭ, и в ОГЭ). На экране в Zoom треугольники, параллелограммы и трапеции на листе в клетку. Предлагаю использовать формулу Пика. Там важно узлы клеточек считать. Говорю, что знаю – вроде бы можно рисовать по экрану в зуме, и спрашиваю, кто умеет и может помочь отмечать эти точки-узлы цветным маркером для всех. Как раз те, кто любит активно делать всякие отметки во время демонстраций экранов.
Договариваемся об очередности.
«Костя, пожалуйста, можно внутренние узлы фиолетовым цветом, а узлы на границе – красным. Так можно на этом экране делать?»
Костя в итоге отмечает точки-узлы с моими комментариями, второй ученик после этого – с совместными комментариями, его и моими, третий – с комментариями кого-то из одноклассников, четвёртый комментирует самостоятельно. После этого несколько задач решаем самостоятельно с записью ответов в гугле или в чате.
Итог: Быстрее всего ответы прилетают от тех, от кого меньше всего ждал.
Или так: «Иван, найди, пожалуйста, в открытом банке заданий ЕГЭ задачи на нахождение классической вероятности и скинь ссылку (или включи демонстрацию экрана)». А потом на экране снова: кто отметит, нарисует все варианты? – и т.д.
2. Выдача посильных поручений
Я составляю план работы на неделю для класса в общем гугл-документе. Со ссылками на все часы онлайн-взаимодействия (уроки, консультации) по каждому предмету, с перечнем тем и ссылками на нужный материал.
Дальше так: «Женя, я тебя прошу на этой неделе быть администратором класса. Напоминай в общем чате ребятам об уроке со ссылкой на подключение, пожалуйста, за 15 минут до начала и сообщением о том, во сколько закрывается дверь кабинета на вход (чтобы не опаздывали). Я боюсь, что отвлекусь и не успею вовремя прислать».
Итог: четко и ответственно. За неделю заодно мы практически решили вопрос опозданий. И очень привыкли к сообщениям Жени: «Все в класс, начало урока через 10 минут, через 12 минут окно входа закрывается».
Второй пример. Мы часто используем разные формы оценивании работы. Самооценку, оценку внутри группы, оценку разными группами. А значит, нам нужны листы оценивания, таблицы, формы для записи критериев и голосования.
Дать поручение кому-то быстро сделать гугл-таблицу всех, гугл-форму с вопросами, найти ссылку на какой-то ресурс и включить демонстрацию экрана, организовать распределение по группам, узнать, как лучше собирать решения и ответы и т.д. Это всё может делать учитель, а ведь могут ученики.
3. Признание исключительности
Организовать всю работу класса в Discord могут только мальчишки, играющие в компьютерные игры. Они составят лучшую методичку для класса и для учителя, распределят роли и помогут каждому зарегистрироваться и войти. Особенно девочкам-отличницам с комплексом перфекциониста.
И очень важно признать это исключительное достижение мальчишек, и перейти к следующему шагу – похвала.
4. Поощрение и похвала
Подводим итоги недели. «Ребята, факт недели: благодаря ответственной работы Жени у нас наладилась организация начала урока. Смотрите, мы не собираемся по 5-10 минут и четко начинаем работу, экономим время. Это просто супер-помощь. Спасибо тебе большое! Я обязательно расскажу об этом достижении классному руководителю и родителям класса. Уверена, они будут очень рады! Женя, твоей ответственности и организованности можно позавидовать. Ты мне очень помогаешь!»
И вот человек поднимается перед коллективом (что важно подростку, его ведущая деятельность в этом возрасте – коммуникация и признание в коллективе) и в собственных глазах. Теперь он ответственный и организованный.
Можно переходить к новому поручению, опираясь на этот позитивный опыт. Это тоже ведь из Выготского – про зону ближайшего развития. Мы ставим маленький шаг, который ученик может достичь сам, и направляем путь к следующему, где поможет учитель или он снова справится сам.
5. Отличный способ вовлечения – проектная работа с определением роли каждого участника .
- И пусть кто-то не так быстро строит графики квадратичной функции, зато он быстро отыщет в интернете и покажет всем пять вариантов параболы в жизни: в прыжке дельфина, в арке моста, полете мяча в волейболе, в праздничном фейерверке, в строках Вознесенского «Судьба, как ракета, летит по параболе. Обычно – во мраке и реже – по радуге».
- Кто-то будет организатором и хранителем времени, кто-то дизайнером, а кто-то займется маркетингом проекта, который сделала группа.
- Каждый человек хочет быть успешным и в чем-то важным. Вряд ли возможно в коллективе отличников быть успешным в учебе. Вокруг все такие – кого удивишь? Спортсмены стремятся к новым спортивным достижениям, музыканты – к новому хиту.
- Очень важно организовать достижение и ситуацию успеха каждому подростку.
Часто те, кто были неуспешны в классе, становятся супер-помощниками, супер-успешными в онлайн. Они компенсируют школьный неуспех зачастую освоением компьютерных игр, программ, социальных сетей. И задача учителя не пропустить эту возможность для каждого ученика стать важным и нужным. Пока ребёнок не сдался.