• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Экзамены, скорее, фиксируют неравенство, чем генерируют его»

Каждый переход на следующую образовательную ступень связан со сдачей экзаменов, которые могут либо определять дальнейшую траекторию образования, либо сигнализировать об успеваемости. На вторничном семинаре Татьяна Хавенсон и Татьяна Чиркина представили результаты исследования, в котором сравнивается роль тестов с разным уровнем ставок и социально-экономических характеристик семьи.

В России первый образовательный переход происходит довольно поздно – после 9-го класса. Для сравнения, в Англии и Германии – после окончания начальной школы. 

Тесты с высокими ставками распределяют учащихся по образовательным потокам, на основании результатов происходит отбор на следующий уровень. Примером в российской системе образования служит ЕГЭ, по результатам которого определяется, сможет ли учащийся поступить в университет, а в зависимости от набранных баллов – в селективный или неселективный вуз. Тесты с невысокими ставками напрямую не определяют траекторию образования, но могут служить сигналом о том, какая успеваемость ждет учащегося на следующей ступени. Систематическое получение низких результатов может говорить о дальнейших неудачах. Тесты без ставок (международные тестирования TIMSS, PISA) используются для сравнения достижений учащихся в различных странах в обобщенном виде. Индивидуальные баллы отдельных учащихся не доступны ни учителям, ни директорам, ни самим учащимся, соответственно, не влияют на траекторию.

Неравенство и результаты тестов

На результатах тестов с высокими ставками сказываются как собственные академические способности учащихся, так и усилия семьи, которые были направлены на подготовку. Если тесты определяют траекторию, родители и учащиеся сосредотачивают свои усилия и ресурсы на них, зная, что высокие результаты окупятся в будущем. Для сравнения, в тестах с невысокими ставками или без них дифференциация учащихся может быть результатом различий в академических способностях, в уровне социализации и обучении.

Тесты, которые используются для сортировки учащихся по образовательным траекториям, лишь «манифестируют» то неравенство, которое уже накопилось в системе образования, и фиксируют его. 

Чиркина Татьяна Александровна
Научный сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

Альтернативное предположение состоит в том, что изначальная дифференциация в образовательных достижениях учащихся не столь высока. Однако при подготовке к тестам с высокими ставками родители и дети точечно вкладываются в результаты именно этих тестов, таким образом наращивая неравенство. 

Учащиеся с низкой успеваемостью и низким социально-экономическим положением (СЭП), которые переходят в 10-11 класс, составляют 28%, с такой же успеваемостью, но высоким СЭП – 43%. При этом тех, кто продолжают учиться в средней школе с высокой успеваемостью, но низким СЭП – 66%, а с высоким СЭП – 85%. 

Социально-экономическое положение семьи (профессия, средняя зарплата и уровень образования родителей) может как напрямую обуславливать траекторию образования, так и опосредованно через успеваемость. Прямые эффекты выражаются в том, как социальное происхождение обусловливает принятие решения об образовании, при возникновении ситуации выбора с учетом успеваемости. 

ЕГЭ играет определенную роль в генерировании социально-экономического неравенства, но не определяющую, поэтому способы преодоления неравенства стоит искать за пределами успеваемости. 

Хавенсон Татьяна Евгеньевна
доцент, заведующая Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании

 Результаты исследования

  • Тесты по математике и чтению PISA являются самыми мощными посредниками эффекта семьи. Они составляют около 40% от эффектов семьи/ГИА и другие – около 30%;

  • Экзамены с высокими ставками определяют 25-45% социально-экономического неравенства. При этом, тесты без ставок определяют около трети неравенства при переходе в старших классы школы и чуть более одной десятой в университетских переходах;

  • При учете всех тестов сразу (при контроле различных аспектов академических способностей учащихся) экзамены с высокими ставками составляют большую долю от непрямых эффектов. Это может служить свидетельством целенаправленных инвестиций семей в подготовку к тестам с высокими ставками;

  • Экзамены, скорее, фиксируют неравенство, чем генерируют его;

  • Независимо от типа тестов, существенное количество неравенства обусловлено характеристиками семьи, а не успеваемостью (т.е. прямые эффекты семьи);

  • Роль всех тестов одинакова для мужчин и женщин. Гендерные различия проявляются только в эффектах семьи без учета успеваемости и неравенство определяется другими характеристиками семьи.

Презентация Хавенсон, Чиркина (PDF, 740 Кб)