«Экзамены, скорее, фиксируют неравенство, чем генерируют его»
В России первый образовательный переход происходит довольно поздно – после 9-го класса. Для сравнения, в Англии и Германии – после окончания начальной школы.
Тесты с высокими ставками распределяют учащихся по образовательным потокам, на основании результатов происходит отбор на следующий уровень. Примером в российской системе образования служит ЕГЭ, по результатам которого определяется, сможет ли учащийся поступить в университет, а в зависимости от набранных баллов – в селективный или неселективный вуз. Тесты с невысокими ставками напрямую не определяют траекторию образования, но могут служить сигналом о том, какая успеваемость ждет учащегося на следующей ступени. Систематическое получение низких результатов может говорить о дальнейших неудачах. Тесты без ставок (международные тестирования TIMSS, PISA) используются для сравнения достижений учащихся в различных странах в обобщенном виде. Индивидуальные баллы отдельных учащихся не доступны ни учителям, ни директорам, ни самим учащимся, соответственно, не влияют на траекторию.
Неравенство и результаты тестов
На результатах тестов с высокими ставками сказываются как собственные академические способности учащихся, так и усилия семьи, которые были направлены на подготовку. Если тесты определяют траекторию, родители и учащиеся сосредотачивают свои усилия и ресурсы на них, зная, что высокие результаты окупятся в будущем. Для сравнения, в тестах с невысокими ставками или без них дифференциация учащихся может быть результатом различий в академических способностях, в уровне социализации и обучении.
Тесты, которые используются для сортировки учащихся по образовательным траекториям, лишь «манифестируют» то неравенство, которое уже накопилось в системе образования, и фиксируют его.
Альтернативное предположение состоит в том, что изначальная дифференциация в образовательных достижениях учащихся не столь высока. Однако при подготовке к тестам с высокими ставками родители и дети точечно вкладываются в результаты именно этих тестов, таким образом наращивая неравенство.
Учащиеся с низкой успеваемостью и низким социально-экономическим положением (СЭП), которые переходят в 10-11 класс, составляют 28%, с такой же успеваемостью, но высоким СЭП – 43%. При этом тех, кто продолжают учиться в средней школе с высокой успеваемостью, но низким СЭП – 66%, а с высоким СЭП – 85%.
Социально-экономическое положение семьи (профессия, средняя зарплата и уровень образования родителей) может как напрямую обуславливать траекторию образования, так и опосредованно через успеваемость. Прямые эффекты выражаются в том, как социальное происхождение обусловливает принятие решения об образовании, при возникновении ситуации выбора с учетом успеваемости.
ЕГЭ играет определенную роль в генерировании социально-экономического неравенства, но не определяющую, поэтому способы преодоления неравенства стоит искать за пределами успеваемости.
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
доцент, заведующая Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании
Результаты исследования
-
Тесты по математике и чтению PISA являются самыми мощными посредниками эффекта семьи. Они составляют около 40% от эффектов семьи/ГИА и другие – около 30%;
-
Экзамены с высокими ставками определяют 25-45% социально-экономического неравенства. При этом, тесты без ставок определяют около трети неравенства при переходе в старших классы школы и чуть более одной десятой в университетских переходах;
-
При учете всех тестов сразу (при контроле различных аспектов академических способностей учащихся) экзамены с высокими ставками составляют большую долю от непрямых эффектов. Это может служить свидетельством целенаправленных инвестиций семей в подготовку к тестам с высокими ставками;
-
Экзамены, скорее, фиксируют неравенство, чем генерируют его;
-
Независимо от типа тестов, существенное количество неравенства обусловлено характеристиками семьи, а не успеваемостью (т.е. прямые эффекты семьи);
-
Роль всех тестов одинакова для мужчин и женщин. Гендерные различия проявляются только в эффектах семьи без учета успеваемости и неравенство определяется другими характеристиками семьи.
Заведующая Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании
Все новости автора
Научный сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»
Все новости автора
Чиркина Татьяна Александровна
Научный сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»