• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чтобы развиваться вузы, колледжи и даже школы должны научиться выстраивать собственную коммуникационную стратегию»

На вторничном семинаре состоялась дискуссия, посвященная роли СМИ и пресс-служб образовательных организаций в информировании населения о том, какие процессы происходят в сфере образования «Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?»
Семинар приурочен к трехлетию создания в НИУ ВШЭ проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании. 

 

 

Исторический экскурс

Активная цифровизация приводит к смене модели коммуникации. Если раньше новости узнавали из центральных газет или по телевидению, то теперь проще на них подписатья в ВКонтакте или на сайте. Традиционные СМИ перестают быть гейткиперами, теми, кто фильтрует информацию и подает ее широкой аудитории. Сейчас становятся все более популярными блоги, микроблоги, посты в соцсетях - происходит переход к модели инфлюенсеров.

С 1956 по 1977 гг. Симон Львович Соловейчик работал корреспондентом «Комсомольской правды». Он был одним из тех журналистов, кто начал поддерживать  появившихся в то время учителей-новаторов. Школьный отдел «КП» по сути начал восприниматься как центр поддержки новаторства в образовании. Например, В. Ф. Шаталова сделала знаменитым именно статья Соловейчика «Метод Шаталова». Волна последующих публикаций и книга «Педагогика для всех» подготовила почву для общественного движения 80-х годов  за изменения в школе. 

В 1985-1988 гг. вокруг «Учительской газеты» и ее редактора В. Ф. Матвеева сформировалась группа педагогов-реформаторов, под авторством которых вышла коллективная статья-манифест «Педагогика сотрудничества». Результатом стало создание временного научно-исследовательского коллектива «Школа», центра идей о демократизации учебного процесса и снижении авторитарной роли учителя. 

В 90-е годы произошел расцвет независимых педагогических СМИ. Симон Соловейчик основал ИД «Первое сентября». Началось формирование большого спектра ресурсов, работавших в разными целевыми аудиториями в образовательном сообществе в целом. Но тема реформирования системы образования «потерялась» на фоне тотальных задержек зарплаты и других проблем того периода. Журналисты традиционных СМИ больше освещали забастовки учителей. Отделы образования во многих федеральных газетах как таковые были закрыты, они влились в отделы, которые рассказывали о социальных проблемах общества.

Юлия Черненко
к.ф.н., эксперт проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ


 На информационных порталах только в 2010 году образование стало выделяться в отдельный тематический блок. Активное распространение материалы об образовании получили в 2014-2016 годах с принятием нового закона “Об образовании”, когда родители стали участниками образовательного процесса. 

Наталья Тюрина
начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня»

 


 

Механизмы и формы информирования в образовании

62% педагогов называют информационные каналы, связанные с профессиональным развитием (курсы, лекции, вебинары и мастер-классы) наиболее предпочитаемым способом получения информации в сфере образования. В то время, как СМИ отдают предпочтение только 25% опрошенных преподавателей. Педагоги старшего возраста выбирают печатные СМИ, не доверяют региональным источникам и предпочитают федеральные, а наибольший интерес проявляют к подробным материалам инструктивного характера. Но есть и преподаватели в возрасте до 30 лет, которые предпочитают СМИ и совмещают их с информацией из соцсетей. Для них важен как контент, так и форма, поэтому в поисках «компактного» видеоконтента обращаются к источникам СМИ. 

В некоторых регионах России в силу социокультурных особенностей личная коммуникация до сих пор остается единственным достоверным источником информации для педагогов, и СМИ не могут конкурировать за их доверие. 

Ирина Селиверстова
заместитель директора Центра мониторинга и статистики образования
ФИРО РАНХиГС


С увеличением информации в медийном поле, растет разобщенность источников. Сейчас все СМИ борются за главный ресурс – внимание человека, и оно ограничено. 

Константин Ушаков
д.п.н.,  главный редактор журнала «Директор школы»


Современные СМИ – это и журналистика, и event-менеджмент. Все заинтересованы в развитии системы образования, и профессиональные издания не должны стоять в стороне. Задача современных СМИ – сделать слышнее голос учительства. 

Арслан Хасавов
российский прозаик, журналист, главный редактор «Учительской газеты»


Особенность нашего времени в том, что вне зависимости от того, работаем ли мы с профессиональным сообществом или на широкую аудиторию, в сфере нашего внимания должен быть человек. СМИ должны начать говорить с людьми человеческим языком об образовании и воспитании. 

Надежда Папудолго
главный редактор онлайн-издания про образование «Мел»


Сейчас пресс-службам вузов, сотрудникам, которые отвечают за наполнение сайтов и ведение соцсетей школ и колледжей нужно перестраивать свою работу. Они перестают работать на «внутреннюю аудиторию» - своих студентов, преподавателей, школьников, родителей учеников и студентов. Сейчас их задача заключается еще и в формировании бренда образовательного учреждения в связи с тем, что оно становится центром социума на своей территории - это может быть и школьный микрорайон, и город, и регион, если речь идет о ведущем вузе. Нужно учиться новым формам коммуникации, технологии продвижения своего учреждения в обширном информационном море, работая на свою «внешнюю» аудиторию. 

Милкус Александр Борисович
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании, обозреватель ИД “Комсомольская правда”

 

Скачать презентацию Ю.Черненко 

Скачать презентацию И.Селиверстова

Видео семинара