Богатые и бедные поделились по кружкам
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education , выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.
Факторов несколько: охват программами дополнительного образования зависит от региона (показатели «лидеров» и «аутсайдеров» среди субъектов РФ различаются втрое), величины населенного пункта, доходов и культурного багажа семей. Так, например, 60% родителей, живущих в деревнях, сообщили, что их дети никогда не посещали музыкальные, художественные, спортивные школы. Какая-либо учебная активность вне школы здесь вообще в дефиците, и приоритеты не такие, как в городе. Среди тех, кто занимается дополнительно, преобладает спортивный, военно-патриотический и краеведческий уклон. Значительно реже, чем в городе, встречается интерес к иностранным языкам, творчеству, программированию, науке.
Существенно влияет разный уровень дохода семей и образование родителей. В малообеспеченных семьях с низким уровнем образования доля тех, кто не посещает никакие кружки, вдвое выше, чем среди более обеспеченных и образованных. И этот разрыв заметно растет: например, с 2013 по 2016 год он увеличился более чем в два раза — с 8,5% до 22%. Для бедных семей главную роль играет фактор «близко к дому», тогда как богатые чаще готовы возить ребенка на занятия. В итоге дети из малообеспеченных семей реже и позже включаются в программы допобразования, их траектории короче, а спектр программ — ограниченнее.
Государство прилагает большие усилия для того, чтобы расширить охват внешкольным образованием, но пока мало делает для того, чтобы решить проблему неравенства в этой области, — заключают исследователи.
Статью «Неравенство во внешкольном образовании в России» можно прочитать по ссылке.