Как пережили пандемию вузы и колледжи: риски и новые возможности
Еще 30 лет назад пандемия означала бы полное прекращение деятельности университетов и колледжей, но сегодня мы увидели, как можно использовать цифровые технологии, и что мы теряем при переходе на дистанционное обучение. Сотрудники Института образования не просто перешли на удаленную работу: многие из них расширили тематику исследований и стали изучать, что происходит в образовании в период пандемии.
Оценивание навыков в СПО
Ограничения из-за коронавируса, вероятнее всего, не ограничатся этим учебным годом, и определенные решения, которые были использованы во время кризиса, придется применять и в дальнейшем.
Сейчас почти нет платформ, которые предлагают профессиональную практическую подготовку к реальным видам деятельности дистанционно, за исключением IT-направлений, поэтому важно внедрять технологии распределенного обучения педагогов для смягчения территориальных различий. Если по таким направлениям, как кибербезопасность и системное администрирование, еще в 2019 году мировой чемпионат «Ворлдскиллс» проводился удаленно с использованием системы прокторинга, то в этом году такой формат применялся по всем IT-компетенциям.
Для оценки навыков таких профессий, как повар или сварщик, было выработано несколько форматов. При распределенном формате за выполнением работ наблюдают удаленно, сам участник и эксперт, который его оценивает, находятся в одной точке, а все конкурсанты разделены между собой. В другом случае оценочная группа находится в одном месте, если выставить оценку по видеосвязи не представляется возможным. Валидность оценивания навыков и подготовки кадров удаленно еще нужно проверить, однако пока различия в уровне сдаче экзаменов минимальны.
Роберт Наилевич Уразов — генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Опыт колледжа Подмосковья
С началом пандемии все образовательные учреждения Московской области обратились к платформе «Цифровой колледж», поэтому на решение технических вопросов потребовалось более недели из-за большой нагрузки на серверы системы. Из возможностей «Цифрового колледжа», которые предлагает платформа, так и не удалось реализовать проведение лекций в онлайн-режиме и практику на виртуальных тренажерах. Многие технологии, такие, как электронная библиотека, сайт Worldskills Russia и Googleclass, использовались и до перехода на дистанционное обучение.
Сам переход сопровождался недостаточной готовностью преподавателей, трудностями в техническом оснащении, низкой эффективностью производственной и учебной практик, возросшей индивидуальной работой преподавателей со студентами и низкой культурой организации дистанционных уроков.
Однако при этом у преподавателей появилась мотивация к профессиональному обучению навыкам дистанционных технологий. Повысилось взаимодействие с работодателями, так как у них появилась возможность включаться в образовательный процесс колледжа.
Алексей Константинович Зиновьев — директор Коломенского аграрного колледжа Московской области
Международный опыт СПО
Стоит избегать стандартизированных решений, которые кажутся универсальными. Каждый раз надо делать поправки на отраслевую, компетентностную специфику, а также на нюансы, связанные с уровнем образования, территорией и каждой конкретной образовательной организацией.
С одной стороны, в тех странах, где угроза здоровью была особенно велика (Италия, Испания, Франция), и острая эпидемия привела к частичному параличу экономики и социальной жизни, образовательные организации полностью закрывались и переходили в онлайн. В странах, где эпидемиологическая ситуация оказалась более спокойной (Индонезия, Австралия, Египет), принимались половинчатые решения, и сохранялась высокая степень свободы для колледжей.
По результатам опроса экспертов Юнеско, проведенного в конце апреля, 40% респондентов из 100 стран мира назвали видеоконференции между преподавателями и студентами самым распространенным способом коммуникации. Все страны действовали в условиях кризиса, не располагая дополнительными средствами и опираясь на имеющиеся кадровые, финансовые и организационные ресурсы. В наиболее благоприятном положении оказались те регионы России, в которых уже 5-10 лет действует программа цифровизации. Около десятка регионов, имеющие системные решения, оказались наиболее подготовленными к новой реальности.
Федор Феликсович Дудырев — директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Система высшего образования: взгляд студентов
- По результатам опроса, проведенного в марте сразу после начала пандемии, 50% студентов отмечали, что эффективность их образовательного процесса снизилась;
- Также проявилась неоднородность студенческого контингента: 6,5% студентов не смогут завершить обучение в дистанционном формате в силу специфики программ с высокой долей практических заданий и лабораторных работ (медицинские вузы);
- Более 40% студентов отметили существенное увеличение учебной нагрузки;
- 63% студентов ожидали увеличение нечестного поведения при сдаче экзаменов.
Удовлетворенность от перехода на дистанционное обучение значительно снизилась за два с половиной месяца: накопилась усталость, начались экзамены.
Кроме того, обостряется неравенство доступа к высшему образованию. 30% студентов из низкодоходных групп населения не имеют техники, которая отвечает всем функциональным требованиям к удаленному обучению. Появляется необходимость их таргетированной поддержки.
Также студенты испытывают серьезные психологические сложности при переходе в дистант, в особой зоне риска — первокурсники.
Одновременно с рисками появляются и новые возможности: трети студентов дистанционный формат обучения нравится больше, чем очный (по некоторым дисциплинам даже отмечается рост посещения занятий), у 49% стало больше свободного времени.
Олег Валерьевич Лешуков — заместитель руководителя проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Восприятие перехода университетскими преподавателями
- Ситуация вынужденного перехода подтолкнула к тому, чтобы перестать откладывать освоение технологических ресурсов и сервисов;
- Коллективы сплотились перед лицом внешней угрозы в виде дистанционного режима;
- Особенного сильно ситуация ударила по преподавателям и исследователям, которые работают с лабораторным оборудованием, в медицинской сфере;
- Отсутствие зрительного контакта, физического взаимодействия, мимики и жестов, нарушает логику образовательного процесса;
- Теряется воспитательная функция высшего образования как института социализации, удержания, присвоения ролевых моделей, особенно в региональных вузах.
Евгений Андреевич Терентьев — и.о. руководителя центра социологии высшего образования Института образования, академический руководитель аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ
Основное неприятие дистанционного образования связано с тем, что многие преподаватели отождествляют его с заочной формой образования и административным принуждением к определенному формату, форме административного контроля. Такое смешение понятий приводит к снижению ставки на дистант.
На вопрос «Как вы считаете, сегодняшняя ситуация, вызванная коронавирусной инфекцией, через год приведет к улучшению или ухудшению качества высшего образования в России, или никак не повлияет?» лишь 15% отвечают, что качество образования улучшится, 43% — ухудшится, 20% — не изменится и 23% — отказываются отвечать на этот вопрос. Но те, кто настроен пессимистично, соглашаются, что:
- Увеличится свобода преподавания в выборе способов и приемов обучения;
- Будут введены новые методики оценивания студентов, больше связанные с самостоятельной работой;
- Обучение станет более индивидуальным, настроенным на образовательную траекторию каждого студента.
Дистанционная форма может развиваться только в либеральной образовательной среде, когда преподаватель свободен в выборе методов и форм обучения, минимизировано давление административного аппарата, а форма отчетности менее значима, чем передача знаний.
Дмитрий Михайлович Рогозин — руководитель лаборатории методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Общая тенденция среди как студентов, так и преподавателей — расслоение образовательной среды на тех, кто хорошо в ней себя чувствует, и тех, кто отстает. Свойственно это и административно-управленческому персоналу. В связи с этим ценность эффективности работы начала отходить на второй план по сравнению с темой занятости. В нерабочие дни с сохранением заработной платы только часть коллектива успешно справлялась со своей работой.
Сегодня наблюдается запрос и даже давление общества на снижение стоимости цифрового образования, так как ожидается, что оно должно быть дешевле «аналогового». Но на самом деле — теперь вузу приходится в полной мере содержать и инфраструктуру зданий, и активно развивать информационную среду. К тому же, помимо обязательств по сохранению занятости действующего коллектива, возникнет необходимость привлекать новых специалистов.
Даниил Геннадьевич Сандлер — первый проректор УрФУ
Фрумин Исак Давидович
научный руководитель Института образования