• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как пережили пандемию вузы и колледжи: риски и новые возможности

 Еще 30 лет назад пандемия означала бы полное прекращение деятельности университетов и колледжей, но сегодня мы увидели, как можно использовать цифровые технологии, и что мы теряем при переходе на дистанционное обучение. Сотрудники Института образования не просто перешли на удаленную работу: многие из них расширили тематику исследований и стали изучать, что происходит в образовании в период пандемии.

Фрумин Исак Давидович
научный руководитель Института образования

Оценивание навыков в СПО

Ограничения из-за коронавируса, вероятнее всего, не ограничатся этим учебным годом, и определенные решения, которые были использованы во время кризиса, придется применять и в дальнейшем.

Сейчас почти нет платформ, которые предлагают профессиональную практическую подготовку к реальным видам деятельности дистанционно, за исключением IT-направлений, поэтому важно внедрять технологии распределенного обучения педагогов для смягчения территориальных различий. Если по таким направлениям, как кибербезопасность и системное администрирование, еще в 2019 году мировой чемпионат «Ворлдскиллс» проводился удаленно с использованием системы прокторинга, то в этом году такой формат применялся по всем IT-компетенциям. 

Для оценки навыков таких профессий, как повар или сварщик, было выработано несколько форматов. При распределенном формате за выполнением работ наблюдают удаленно, сам участник и эксперт, который его оценивает, находятся в одной точке, а все конкурсанты разделены между собой. В другом случае оценочная группа находится в одном месте, если выставить оценку по видеосвязи не представляется возможным. Валидность оценивания навыков и подготовки кадров удаленно еще нужно проверить, однако пока различия в уровне сдаче экзаменов минимальны. 

Роберт Наилевич Уразов генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Опыт колледжа Подмосковья

С началом пандемии все образовательные учреждения Московской области обратились к платформе «Цифровой колледж», поэтому на решение технических вопросов потребовалось более недели из-за большой нагрузки на серверы системы. Из возможностей «Цифрового колледжа», которые предлагает платформа, так и не удалось реализовать проведение лекций в онлайн-режиме и практику на виртуальных тренажерах. Многие технологии, такие, как электронная библиотека, сайт Worldskills Russia и Googleclass, использовались и до перехода на дистанционное обучение. 

Сам переход сопровождался недостаточной готовностью преподавателей, трудностями в техническом оснащении, низкой эффективностью производственной и учебной практик, возросшей индивидуальной работой преподавателей со студентами и низкой культурой организации дистанционных уроков. 

Однако при этом у преподавателей появилась мотивация к профессиональному обучению навыкам дистанционных технологий. Повысилось взаимодействие с работодателями, так как у них появилась возможность включаться в образовательный процесс колледжа. 

Алексей Константинович Зиновьев директор Коломенского аграрного колледжа Московской области

Международный опыт СПО

Стоит избегать стандартизированных решений, которые кажутся универсальными. Каждый раз надо делать поправки на отраслевую, компетентностную специфику, а также на нюансы, связанные с уровнем образования, территорией и каждой конкретной образовательной организацией. 

С одной стороны, в тех странах, где угроза здоровью была особенно велика (Италия, Испания, Франция), и острая эпидемия привела к частичному параличу экономики и социальной жизни, образовательные организации полностью закрывались и переходили в онлайн. В странах, где эпидемиологическая ситуация оказалась более спокойной (Индонезия, Австралия, Египет), принимались половинчатые решения, и сохранялась высокая степень свободы для колледжей. 

По результатам опроса экспертов Юнеско, проведенного в конце апреля, 40% респондентов из 100 стран мира назвали видеоконференции между преподавателями и студентами самым распространенным способом коммуникации. Все страны действовали в условиях кризиса, не располагая дополнительными средствами и опираясь на имеющиеся кадровые, финансовые и организационные ресурсы. В наиболее благоприятном положении оказались те регионы России, в которых уже 5-10 лет действует программа цифровизации. Около десятка регионов, имеющие системные решения, оказались наиболее подготовленными к новой реальности.

Федор Феликсович Дудырев  директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ

Система высшего образования: взгляд студентов

  • По результатам опроса, проведенного в марте сразу после начала пандемии, 50% студентов отмечали, что эффективность их образовательного процесса снизилась;
  • Также проявилась неоднородность студенческого контингента: 6,5% студентов не смогут завершить обучение в дистанционном формате в силу специфики программ с высокой долей практических заданий и лабораторных работ (медицинские вузы);
  • Более 40% студентов отметили существенное увеличение учебной нагрузки;
  • 63% студентов ожидали увеличение нечестного поведения при сдаче экзаменов. 


Удовлетворенность от перехода на дистанционное обучение значительно снизилась за два с половиной месяца: накопилась усталость, начались экзамены.

 Кроме того, обостряется неравенство доступа к высшему образованию. 30% студентов из низкодоходных групп населения не имеют техники, которая отвечает всем функциональным требованиям к удаленному обучению. Появляется необходимость их таргетированной поддержки.

Также студенты испытывают серьезные психологические сложности при переходе в дистант, в особой зоне риска первокурсники. 

 Одновременно с рисками появляются и новые возможности: трети студентов дистанционный формат обучения нравится больше, чем очный (по некоторым дисциплинам даже отмечается рост посещения занятий), у 49% стало больше свободного времени. 

Олег Валерьевич Лешуков заместитель руководителя проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

 

Восприятие перехода университетскими преподавателями 

  • Ситуация вынужденного перехода подтолкнула к тому, чтобы перестать откладывать освоение технологических ресурсов и сервисов; 
  • Коллективы сплотились перед лицом внешней угрозы в виде дистанционного режима; 
  • Особенного сильно ситуация ударила по преподавателям и исследователям, которые работают с лабораторным оборудованием, в медицинской сфере; 
  • Отсутствие зрительного контакта, физического взаимодействия, мимики и жестов, нарушает логику образовательного процесса;
  • Теряется воспитательная функция высшего образования как института социализации, удержания, присвоения ролевых моделей, особенно в региональных вузах.

Евгений Андреевич Терентьев и.о. руководителя центра социологии высшего образования Института образования, академический руководитель аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ

Основное неприятие дистанционного образования связано с тем, что многие преподаватели отождествляют его с заочной формой образования и административным принуждением к определенному формату, форме административного контроля. Такое смешение понятий приводит к снижению ставки на дистант. 

На вопрос «Как вы считаете, сегодняшняя ситуация, вызванная коронавирусной инфекцией, через год приведет к улучшению или ухудшению качества высшего образования в России, или никак не повлияет?» лишь 15% отвечают, что качество образования улучшится, 43% ухудшится, 20% не изменится и 23% отказываются отвечать на этот вопрос. Но те, кто настроен пессимистично, соглашаются, что:

  • Увеличится свобода преподавания в выборе способов и приемов обучения;
  • Будут введены новые методики оценивания студентов, больше связанные с самостоятельной работой; 
  • Обучение станет более индивидуальным, настроенным на образовательную траекторию каждого студента. 

Дистанционная форма может развиваться только в либеральной образовательной среде, когда преподаватель свободен в выборе методов и форм обучения, минимизировано давление административного аппарата, а форма отчетности менее значима, чем передача знаний. 

Дмитрий Михайлович Рогозин — руководитель лаборатории методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

Общая тенденция среди как студентов, так и преподавателей расслоение образовательной среды на тех, кто хорошо в ней себя чувствует, и тех, кто отстает. Свойственно это и административно-управленческому персоналу. В связи с этим ценность эффективности работы начала отходить на второй план по сравнению с темой занятости. В нерабочие дни с сохранением заработной платы только часть коллектива успешно справлялась со своей работой. 

Сегодня наблюдается запрос и даже давление общества на снижение стоимости цифрового образования, так как ожидается, что оно должно быть дешевле «аналогового». Но на самом деле — теперь вузу приходится в полной мере содержать и инфраструктуру зданий, и активно развивать информационную среду. К тому же, помимо обязательств по сохранению занятости действующего коллектива, возникнет необходимость привлекать новых специалистов. 

Даниил Геннадьевич Сандлер первый проректор УрФУ

 

Презентация И.Д. Фрумина 

Презентация А.К. Зиновьева 

Презентация Д.М. Рогозина 

Презентация Ф.Ф. Дудырева 

Презентация О.В. Лешукова и Е.А. Терентьева