• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Губит людей «вода»

Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.

Губит людей «вода»

Как правило, цель университетских программ — развить у студентов общие навыки, те, которые не связаны с конкретной сферой бизнеса и нужны на любом рабочем месте. Например, критическое мышление или проявление инициативы. Существенное внимание уделяется и более техническим навыкам — например, разработке маркетинговой стратегии. В программах и курсах обучения предпринимательству, реализуемых в авторитетных вузах из разных частей света, авторы обнаружили и систематизировали 71 декларируемый навык-результат обучения. В предпринимательском образовании царит хаос терминов, а сравнивать курсы друг с другом и выстраивать в какие-либо единые рейтинги трудно. Часто это обилие общих слов носит откровенно рекламный характер, за ним не видно конкретики. 

Еще одна общая проблема вузовских курсов: не хватает инструментов доказательной проверки того, получены ли навыки, которые обещают программы. Нужно прописать более четкие критерии того, что должен знать и уметь применять выпускник. В целом предпринимательского образования как гомогенной, хорошо институционализированной сферы пока не существует, — заключают эксперты.

Опираясь на собственные исследования и мировой опыт, авторы советуют использовать в вузах те практики обучения предпринимательству, эффективность которых наиболее убедительно доказана. Это формат мозгового штурма, командная рефлексия, предоставление драфта своего проекта перед группой, ролевые игры. Более четко нужно прописать и требования к преподавателям. Желательно, чтобы это был специалист с собственным предпринимательским опытом, который обеспечил бы студентам больше контактов с внешней средой — чтобы они могли включаться в решение реальных бизнес-задач.

Полный вариант исследования Павла Сорокина, Александра Повалко и Светланы Черненко «Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами?» можно прочитать здесь.