Особенности национальной «цифры»
Это не только «профильные» сервисы, но и те, которые не связаны с образованием, но позволяют проводить тесты, обмениваться видео или работать с картами. «Мы рассчитываем, что книга может стать настольным пособием для тех, кто работает в школе», — говорит один из авторов, руководитель лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ Иван Карлов. Воспользоваться может каждый: монография выложена в свободный доступ.
Авторы обратили внимание, что российские разработчики EdTech предлагают самый разнообразный контент для уроков — а вот инструментов для того, чтобы полноценно учить в цифровой среде, мало. Перекос виден даже невооруженным глазом: в разделе «Контентные проекты» представлены 13 платформ, а в разделе «Тренажеры» — всего пять: «Учи.Ру», «Я.Класс», «Яндекс.Учебник», «Plario» и «Skysmart». Список экстернатов, дистанционных школ полного цикла, тоже скромный: всего три позиции. Дефицит интерактивных заданий: часто это только задачник или тесты, лишенные яркости и увлекательности.
Еще одна проблема, на которую обратили внимание составители: только у одного провайдера есть доказательные данные о том, эффективны ли его ресурсы. «Нужно срочно создавать исследовательскую программу, которая позволила бы ответить на вопросы об эффективности и об особенностях пользовательского опыта», – предлагают эксперты.
Среди других предложений – разработать методики, которые позволяет сочетать разные цифровые инструменты в работе школ, и решить финансовый вопрос. На время пандемии провайдеры предоставили бесплатный доступ. Нужны механизмы, которые позволят школам оплачивать их услуги в будущем.
Монография «Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ» вышла в серии «Современная аналитика образования». Скачать ее электронный вариант можно здесь.
Карлов Иван Александрович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Заведующий лабораторией