• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Мозговой штурм» для вузов

Те, кто учится в магистратуре «Управление в высшем образовании», не похожи на студентов в традиционном представлении: чаще всего это уже состоявшиеся люди, проректоры, деканы, руководители подразделений вузов. Они поступают в Инобр не только чтобы дать новый импульс своей карьере, но и решить системные проблемы своих университетов. Развитие своих проектов становится главным содержанием учебы. Для поиска решений студенты разрабатывают кейсы вузов, которые всесторонне описывают выявленные проблемы, а затем проводят «мозговые штурмы» и обсуждают возможные решения. Рассказываем о некоторых кейсах.

«Мозговой штурм» для вузов

Вернуть инженеров в Кострому

Много лет Костромской технологический университет славился своей инженерной школой. «Потом были трудные для университета годы. С 2009 по 2016 год сменилось пять ректоров, но, несмотря на это, университет продолжал быть лидером высшего образования в Костромской области по целому ряду направлений. В январе 2016 года было принято решение о создании опорного вуза на базе КГТУ и присоединенного к нему Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова», — пишут авторы кейса. Объединенным опорным вузом пришла руководить команда из КГУ. Для инженерных кафедр началась полоса неудач: некоторые перемены казались их сотрудникам нелогичными, возник дефицит финансов и проблемы с устаревшей материальной базой.

Вопросы, которые задавала себе команда опорного университета: нужно ли Костроме инженерное образование – на фоне упадка промышленности в регионе? Каким оно должно стать, где найти деньги и современные кадры, как вновь привлечь абитуриентов?

Начали с того, что переосмыслили проектный подход. Теперь студенческие команды начинают работать над проектами уже на первом курсе. Для этого ввели элементы «опережающего обучения»: там, где знаний первокурсникам еще не хватает, помогают консультанты кафедр. Зато позже студенты приходят к этим дисциплинам с пониманием — зачем эти знания нужны на практике.

Было также предложено взвесить методики расчета экономической эффективности и самоокупаемости программ. «До объединения вуза инженерное образование в принципе было окупаемым, однако после картина изменилась», — отмечают авторы кейса. Они обратили внимание, что для гуманитарных и инженерных специальностей не всегда успешно удается применять общие экономические подходы.

Третий шаг: продумано, как можно реформировать работу с предприятиями. «Партнерами инженерных институтов университета являются практически все предприятия области. Все они и так или иначе традиционно участвовали в жизни университета, но в настоящее время отношения со многими из них прервались. Многие перестали видеть в университете инженерный вуз», — отмечают авторы кейса. Восстановление этих контактов — и возможность получить новое оборудование, и заказы на научно-исследовательские проекты. Чтобы снова заинтересовать партнеров, вуз разрабатывает понятную и эффективную стратегию развития инженерного образования в Костроме. 


Из Северодвинска курсом на WorldSkills

Основной профиль местного филиала Северного (Арктического) федерального университета — кораблестроение. Это одно из немногих учебных заведений, значительная часть студентов которого уже на первом курсе становится к станкам – на градообразующем предприятии, заводе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Несколько лет назад филиал объявил своим приоритетом при подготовке выпускников нормы WorldSkills и стал одним из первых участников пилотных проектов WS Russia. Задача, которую поставили разработчики кейса себе и другим студентам Инобра, состояла в поиске решений — каким образом «состыковать» корабельную специфику филиала с чемпионатами WorldSkills. 

Вопросы, которые обозначили северодвинские преподаватели и управленцы, были, например, такими: «В конкурсных заданиях по сварке предлагалось продемонстрировать мастерство соединения металлов, которые в принципе не используются в российском судостроении». «Есть разрывы в содержании компетенции «Электромонтаж» для чемпионата и содержании обучения по профессии «Электромонтажник судовой». «Расходы на проведение чемпионата в компетенции «Токарные работы на станках ЧПУ» составляли четверть от стоимости самого станка. Каким образом и за счет каких средств финансировать эти расходы при отсутствии необходимой нормативной базы?»

Команда разработчиков кейса анализировала существующие и новые решения, которые диверсифицируют подготовку специалистов в филиале. Это, в частности, изменение правил допуска студентов к некоторым станкам и решение кадровой проблемы: «Зарплата первоклассного сварщика на заводах Северодвинска начиналась от 150 тысяч рублей, что значительно превышало зарплату мастера производственного обучения... Занять преподавательскую должность в колледже не соглашались ни выпускники, ни тем более работники заводов». Решение этих проблем — путь к тому, чтобы по-новому позиционировать филиал: не только «кузница кадров для местного завода», а учебное заведение, дающее более универсальную квалификацию и знания. Это поможет удержать выпускников школ в Северодвинске и даст дополнительный импульс развития вузу.


Казань против имитации науки 

На примере Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета команда студентов «Управления в высшем образовании» разбирала, как вовлечь студентов вуза в полноценную научную работу. Эксперты изучили студенческие публикации и сделали вывод, что часто им не хватает научной новизны. Типичный «портрет» студенческой статьи или доклада — описательный текст, большое количество соавторов и публикация в нерецензируемом сборнике (на них приходится 60% от всех публикаций).     

Исследование начинается с вопроса: зачем такие публикации нужны студентам? Один из возможных мотивов – материальный: сам факт научной публикации позволяет получить повышенную стипендию. При этом качество работы никто не проверяет, и это общая проблема для всех российских вузов. 

Команда изучила, как преподаватели института и КФУ в целом мотивируют студентов к научно-исследовательской работе, и разобрала варианты управленческих решений, которые могут привести к росту качества студенческих исследований.

Среди предложений, исследованных студентами — меры на усиление мотивации самих преподавателей. В том числе доплаты за научно-исследовательскую работу их студентов, включение соответствующих показателей в критерии эффективности преподавателей. Ведение кружков и семинаров можно сделать частью оплачиваемой нагрузки. Научными «кураторами» студентов могли бы стать аспиранты и молодые кандидаты наук — команда даже предлагает термин «научный продюсер». Такие специалисты будут рассказывать о конкурсах, грантах и других перспективах, помогут правильно настраивать студентов — не на публикации ради стипендии, а на полноценные исследования, которые действительно помогут поступить в аспирантуру, а в дальнейшем и защититься.

 

Это лишь часть кейсов, которые разрабатывались в Инобре: еще больше можно найти в сборнике. «Фирмой, производящей кейсы» называет программу «Управление в высшем образовании» ее академический руководитель Кирилл Зиньковский: «Каждый год мы используем их и для обучения, и для достижения целей заказчиков. Новые студенты начинают учебу с решения кейсов, разработанных их предшественниками, и в целом учатся разрабатывать решения в группах и индивидуально, работать в условиях жестких временных ограничений, информационного дефицита и «зашумленности». Это не закрытая система: к нам можно присоединиться. Во-первых – поступив на магистерскую программу. Во-вторых, отправив к нам учиться сотрудников или став заказчиком кейса. В-третьих, мы готовы создать совместные проекты для работы с кейсами университетов и обучения управленческих кадров».

Набор на программу «Управление в высшем образовании» продолжается: подробности – здесь.