• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

На селе сады больше не цветут

Детские сады в селах закрываются не только из-за оттока молодежи в город, но и потому, что не выдерживают конкуренцию: в школах все чаще открываются группы для малышей. Складывается перекос, который влияет на эффективность бюджетных расходов: в городах садики переполнены, а в селах избыток свободных мест. Эксперты обратили на это внимание в ходе масштабного мониторинга экономики образования, который Вышка ведет в рамках госзадания.

На селе сады больше не цветут

Количество детей, которые получают дошкольное образование в селах, снизилось более чем на полтора процента только за год – с 2018 по 2019-й. При этом число мест, которые появляются для них в группах при школах, растет – из них востребованной оказалась пока только четверть (2,7 тысяч из более чем 10 тысяч). В некоторых регионах этот разрыв еще более серьезен: так, в Пермском крае в новых группах пустует 80% мест, в Удмуртии – 91%.

Это становится одной из причин закрытия сельских детских садов, спрос на услуги которых снижается: к 2017 году сёла лишились более 12 тысяч мест в них. Перекос складывается в распределении бюджетных средств и способствует дефициту предложения в городах: к 2019 году он достиг почти полумиллиона мест.

«Чтобы добиться эффективности, нужно разработать аргументированный прогноз спроса потенциальных потребителей. Он должен опираться на постоянный контроль численности детей в сельской местности», – заявляют Ирина Абанкина и Людмила Филатова, ведущие эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ.

В остальном ситуация в дошкольном образовании выглядит достаточно благополучной. Впервые за 60 лет снижение рождаемости не сопровождается сокращением мест в детских садах. С конца 1950-х две эти кривые совпадали, а после 2015 года разошлись. Эксперты объяснили это усилением мер по господдержке семей с детьми и развитию разных вариантов на рынке: у родителей появилось больше возможностей. Главная задача сейчас – сохранить достигнутый уровень, а для этого увязать количество мест с анализом спроса и предложения.

Доклад Ирины Абанкиной и Людмилы Филатовой «Государственная политика в области дошкольного образования: обеспеченность местами, возможности и риски» можно прочитать здесь

Работа над полным отчетом еще продолжается, пандемия немного сместила традиционные сроки мониторинга, но мы воспользовались этим, чтобы максимально расширить его охват: впервые в таком масштабе изучаем и частный сектор, и, например, домохозяйства, применяем новые технологии опросов в онлайне. Экспресс-отчеты на предварительных данных публикуются уже сейчас, это та база, которая уже сегодня позволяет органам власти принимать стратегические решения.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании