• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пять российских уроков для мира

В Пекине открылась 2020 Global Smart Education Conference – одна из крупнейших мировых конференций по интеллектуальному образованию. Ее проводит Пекинский педагогический университет совместно с международными организациями и партнерами из разных стран – в том числе Институтом образования НИУ ВШЭ. Ученые обсуждают, как развивается образование в цифровой среде и как влияет на него искусственный интеллект. Одна из главных тем этого года – как школы и вузы, страны и регионы справились с вызовом пандемии.

«В центре общего внимания – концепция Smart Education, интеллектуализированное образование, – рассказал научный руководитель Инобра Исак Фрумин. – Это означает переход к таким высокотехнологичным учебным материалам, которые легко адаптируются к школе и обеспечивают высокую результативность обучения».

Исак Фрумин выступил на пленарном заседании с докладом «Уроки пандемии для образования». Он представил итоги исследований коллектива Инобра во время пандемии – они охватывали все уровни всесторонне изучали новый опыт школьников, студентов, педагогов, управленцев, родителей. Многие из этих исследований построены на опыте десятков тысяч людей: так, например, в опросах «Школьного барометра» участвовали 70 тысяч, а в анкетировании студентов вузов – 35 тысяч.

Пять уроков пандемии в образовании – по итогам исследований Инобра:

1. Главные герои – семьи

Помощь родителей требовалась практически каждому ученику 1 – 8 класса. Только среди старшеклассников большинство учеников справлялись сами (64%). Треть родителей разочарованы опытом дистанта и ставят ему один балл из десяти.

2. Цифровая инфраструктура оказалась не вполне эффективной

Школы и вузы инвестировали в компьютерные классы и переводили курсы в онлайн, но оказалось, что не хватает сервисов для коммуникации, программного обеспечения для смешанных форм обучения, интерактивных учебников и тренажеров.

3. Дистант усилил неравенство в образовании

Малообеспеченные школьники и студенты оказались в худших условиях: не хватало оборудования, качественного интернета, у трети респондентов в принципе нет условий для учебы дома.

4. Самоорганизация – ключевой фактор успеха

Почти половина семей школьников назвали главной проблемой то, что дети не могут организоваться, а треть студентов заявили, что не могут эффективно учиться без внешнего контроля.

5. Человеческое общение не заменить ничем

Во всех опросах школьников и студентов отсутствие «живого» контакта называли главным минусом дистанта.

Исследования Инобра, посвященные опыту образования во время пандемии, читайте здесь: https://ioe.hse.ru/distance_learning.

Узнать расписание 2020 Global Smart Education Conference и смотреть ее трансляцию можно по ссылке: http://gse.bnu.edu.cn/en.