• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Будущему спроектировали точку

Главное, чему нужно научить в школе — принимать решения и ответственно распоряжаться своей жизнью. С этого тезиса, как с отправной точки, начинался большой педагогический эксперимент, который продолжался семь лет и закончился только что открытием инновационной школы в Иркутске. Вернее, не закончился: теперь экспертам в сфере образования предстоит наблюдать, как новые методики работают на практике. А школа так и называется — «Точка будущего». Над ее концепцией работала команда из разных организаций — в том числе представители Инобра: Сергей Заир-Бек, Надежда Суркова, Анна Вавилова, Семен Янкевич, Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина.

Будущему спроектировали точку

«Точка будущего» — частная школа, но для учеников она бесплатна. Меценат задумывал ее как место, где смогут лучше адаптироваться дети-сироты, те, кто недавно покинул детдом. Отсюда и ставка на самостоятельность, потому что часто люди, которые воспитывались в детском доме, росли в обстановке «Всё решено за меня». На окраине Иркутска для них построили целый городок, потому что кроме зданий школы (которая не делится здесь на младшую, среднюю и старшую) и детского сада — здесь дома, в которые въехали семьи с приемными детьми. Однако это лишь часть учеников, идея инклюзивной школы в том и заключалась, чтобы разные дети воспитывались вместе.

Одной из главных новацией школы стало совмещение основного и дополнительного образования: четких границ между классами и кружками, студиями, секциями нет не только физически (в зданиях), но и в содержании программ, создание которых курировал Центр разработки образовательных систем «Умная школа». Надежда Суркова, эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ, которая работала над педагогической концепцией, объясняет это тем, что наша основная школьная программа — не про личный выбор ребенка.

Все говорят об индивидуализации, самостоятельности, но сделать это на основе общего образования крайне тяжело. Оно регламентировано. Утвержденные комплекты учебников, программы, результаты: ребенок «обязан», его никто ни о чем не спрашивает. А какая может быть ответственность, если у ученика в школе не было такого опыта? Выбор на основе основной программы — крайне ущербный. В интеграции с дополнительным образованием есть огромный ресурс

Суркова Надежда Егоровна
Центр финансово-экономических решений в образовании: Эксперт

 

Кружки, секции, студии — всё, что часто остаётся за воротами школы, имеет одно большое преимущество перед такой важной и нужной школьной программой: ребёнок выбирает сам. Вовлекается в то, что ему интересно. Результат учёбы — что-то для него лично значимое, а не зубрёжка и заточка под ЕГЭ. Задачей экспертов было ювелирно сшить две разные сферы. Допобразование оказалось не пристройкой, а, наоборот, всё отталкивается от него: чтобы добиваться успеха в любимом деле, ученику нужны «основные» знания. Материал учебника становится не чужим, а нужным для решения своих задач. Такая интеграция позволяет и более свободно выбирать материал для обучения, ресурсы, и формирует компетенции, и работает на создание единой картины мира.

В рамках стандартной школы дать такое образование сложно. Во-первых, нет ресурсов, чтобы открыть многочисленные мастерские, секции, кружки и студии, нанять педагогов. Во-вторых, множество юридических, финансовых барьеров: именно поэтому в команде разработчиков школы участвовали сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании и Лаборатории образовательного права. В частности, они делали возможной «плавающую» нагрузку педагогов, к которым сегодня может записаться десять детей, а завтра ни одного: издержки свободного выбора.

Эксперты, работавшие над концепцией школы, на ее торжественном открытии

На фото: эксперты на торжественном открытии школы

С каждым ребенком работает педагог-наставник (кстати, его выбирает сам ученик): вместе они составляют индивидуальный план. В дальнейшем обязательным компонентом общения ученика и наставника становятся «развивающие беседы» — практика, перенятая у эстонских школ.   

Обязательной становится и проектная деятельность. «Если ребенок интересуется театром, он идет не в кружок, а в проектный офис, где обсуждает идею и вместе со взрослыми определяет, как ее реализовать: в мастерской сделать декорации, в типографии афиши, а в студии записать саундтрек. Эта возможность мыслить проектом в целом — важная часть подготовки к самостоятельной жизни», — рассказала Надежда Суркова.

Насколько эффективно это работает — покажет практика. Сейчас она только началась, а школа стала предметом интереса сотрудников Инобра уже как исследователей. 

Мы будем следить за образовательными результатами, мониторингами, и продолжим обсуждать, как применять эти разработки и в других школах. Надеюсь, такая работа профессионалов из разных организаций и сфер образования — это начало обобщения опыта школ, которые выступают лидерами новых концепций. Это Сколково, Новая школа, Хорошкола, гимназия Примакова, Летово и другие. Надеемся концептуализировать современные подходы к общему образованию

Абанкина Ирина Всеволодовна
Департамент образовательных программ: Профессор

Ирина Абанкина называет иркутский эксперимент тем важным случаем, когда работа велась «не ради статей или бумаг, написанных в стол, а для того, чтобы наши идеи помогали учиться и учить современно и эффективно».