• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Центры консультаций для родителей ждет тотальная научная ревизия

В России создано почти 15 тысяч центров консультаций для родителей, дети которых не посещают садик. Не знали об этом? Неудивительно: на практике эффективно работают лишь единицы. Большинство воспитателей не знают, как им консультировать родителей: этому не учили в педвузах, нет пособий и методик. Они появятся в ближайшее время: команда Инобра победила в конкурсе Министерства просвещения и займется налаживанием работы консультаций по всей стране. В частности, соберет, доработает и упакует лучшие практики в этой сфере.

Центры консультаций для родителей ждет тотальная научная ревизия

Консультации при садиках начали открываться несколько лет назад. Официально они называются «центры оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста».  Их задача – сопровождать те семьи, которые по каким-то причинам не отдают детей в детский сад. Тем более, если это малыши до трех лет: большинство не ходит в ясли, а у родителей масса вопросов — и к педагогам, и к врачам, и к юристам.   

«Мы организуем мониторинг работы лучших центров, обобщим их опыт, надеемся стать их помощниками и консультантами. Подготовить базу для всеобщего повышения квалификации дошкольных педагогов, чтобы они могли работать не только с детьми, но и с родителями. Предложить и финансово-экономические модели, и психолого-педагогические практики», – рассказывает заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Пока подавляющее большинство центров существует лишь на бумаге, как будет выглядеть общероссийская система консультаций для родителей – вопрос открытый. Это могут быть и «родительские университеты» в формате групповых занятий, в том числе дистанционных, и другие формы создания «просвещенного родительства». Смогут ли обращаться в центры семьи тех детей, которые посещают садик (ведь много вопросов самого разного характера возникает и у них) – тоже еще не решено. Не исключено, что центры смогут оказывать не только бесплатные, но и платные услуги.

Для нашего института это комплексная работа, в которой будут участвовать и социологи, и педагоги, и экономисты, и юристы, причем, по поручению Минпроса, мы будем привлекать и сторонних экспертов, в том числе из регионов, и, конечно, опираться на собственные исследования. «На выходе» будут и сборники лучших практик, и вебинары для педагогов, и даже «горячая линия», чтобы центры могли оперативно получать ответы на свои вопросы

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Проект рассчитан на два года. Когда консультациям при садиках удастся заработать в полную силу, это поможет снизить запрос на ясли и группы раннего развития: те, кто предпочитает семейное воспитание, получат профессиональную поддержку педагогов, психологов и других специалистов, в том числе медиков.