• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Ковид-эпоха» в парадоксах и фактах

Дистант помог родителям наладить диалог со старшими детьми, а многие опытные педагоги оценивают «цифру» вовсе не по качеству и удобству. Эти и другие выводы, иногда ожидаемые, а иногда и парадоксальные, собраны в экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования, который проводит Вышка. Мониторинг еще продолжается, а экспресс-бюллетени – возможность рассказать о разных аспектах того, что происходило в образовании в «ковидном» 2020-м. Неудивительно, что пандемия и реакция на нее стала одной из главных тем бюллетеней. Выводы экспертов можно использовать и сегодня, и завтра – если ковид или другое ЧП продолжит отправлять на удалёнку школы или отдельные классы.

«Ковид-эпоха» в парадоксах и фактах

Старшие верят во всё «государственное»

Учителя с разным стажем выбирают разные технологии для дистанционной работы. Молодые учителя (стаж меньше 11 лет) активнее обращаются к негосударственному сектору EdTech, платформам, созданных крупным бизнесом, интересуются стартапами. Они меньше довольны государством как поставщиком технологий по сравнению со старшими коллегами. Учителя с большим стажем – наоборот, предпочитают «гостехнологии» и, как правило, довольны их качеством.

Эксперты предлагают провести независимый мониторинг удовлетворенности школ услугами и технологиями, которые предлагает государство. Также стоит обдумать меры поддержки частного сектора.

Доклад Дианы Королевой, Татьяны Хавенсон, Кавсарат Акаевой и Тимура Науширванова «Взаимодействие российских школ с EdTech-компаниями в период массового перехода на дистанционное обучение».

Может, лучше смартфон?

Только в половине семей у школьника есть «свой» компьютер или ноутбук – тот, которым можно пользоваться постоянно в любое время. В остальных устройство приходилось делить с родителями, братьями и сестрами, а в каждой десятой семье компьютера вообще нет. Вопреки распространенному мнению, качество интернета оказалось не самой болезненной проблемой – на это пожаловались меньше процента опрошенных, а вот «некомплектность» компьютеров волновала 13% учеников и их семей: это отсутствие камер и наушников, необходимых для полноценного участия в уроке. Возможно, EdTech все же стоит переводить с «компьютерных» на «мобильные» рельсы?

Доклад Ксении Павленко «Наличие устройств для дистанционного обучения в семьях».

Такие разные родители

Из-за дистанционной учебы родители, братья и сестры учеников впервые оказались настолько плотно вовлечены в образовательный процесс. Оказалось, что роль школьных психологов примерили на себя 60% родителей, организаторов техподдержки – 51%, учителей – 45%. В средних классах детям требовалась помочь почти во всем, в старших классах они были самостоятельнее: без помощи родителей обходились почти 40%.

Занятость и компетенции родителей – еще один важный фактор образовательного неравенства, предупреждают авторы доклада «Вовлеченность родителей в дистанционное обучение детей в период закрытия школ» Оксана Михайлова и Елизавета Сивак.

Семьям нужно разделять нагрузку

Что нужно делать школам, чтобы бороться с «семейным» неравенством — в следующем выпуске: предложено делить школьников на группы в зависимости от того, какие у них семьи.

Если дистант повторится, в отдельную группу – на основе опроса – стоит выделить учеников, где оба родителя работают вне дома, либо у обоих высокая рабочая нагрузка, нет старших братьев и сестер, готовых помогать в учёбе. Для этой группы следует проводить отдельные онлайн-консультации и уменьшать объем домашних заданий: это поможет снизить стресс для семьи и возникающее образовательное неравенство.

Доклад Кристины Любицкой и Елизаветы Сивак «Рекомендации для учителей и директоров школ по коммуникации с родителями во время пандемии».

Сблизились со старшими детьми

Общее «заточение» в квартирах изменило повседневное общение родителей с детьми. Особенно это коснулось подростков: если с детьми младшего школьного возраста мамы и папы стали проводить на 18% больше времени, то для старшеклассников этот показатель вырос почти на 35%. Родители стали чаще беседовать с ребенком, заниматься чем-нибудь интересным (29% против «докарантинных» 24%), а вот бесед о друзьях ребенка стало меньше — может, потому, что и само общение с друзьями сократилось.

Доклад Ксении Павленко «Отношения между детьми и родителями после перехода на дистанционное обучение».

«Базовым» предметникам труднее

Легче всего в дистант перешли учителя информатики, что вполне ожидаемо, физики и иностранных языков. Так, например, среди педагогов ИКТ опыт дистанта к моменту ввода ограничений имели больше половины: это хороший результат, потому что в среднем среди учителей не имели такого опыта 57%. Исследователей обеспокоило, что нехватку опыта удаленной работы острее всех ощутили учителя русского языка и математики – базовых предметов средней школы, по которым проходят обязательные ЕГЭ. Также «за бортом» удаленки оказались школьные психологи, методисты, социальные педагоги, учителя ИЗО и физкультуры: они страдали от нехватки опыта и методик – как переходить в онлайн.

Доклад Дианы Королевой, Ксении Адамович и Татьяны Хавенсон «Опыт российских педагогов в проведении дистанционных занятий».

Конфликт оптимистов и скептиков

Продолжая тему цифровой готовности учителей, эксперты заявляют, что учителя информатики больше всего годятся на роль «проводников технологической трансформации в школе». По факту они и так чаще всего консультируют коллег, однако, чтобы избежать роста неоплачиваемой нагрузки, стоит наделить их этой функцией официально.

Встревожил экспертов разрыв в технологической готовности и отношению к «цифре» в целом между управленческими командами и педагогами школ. Во главе, как правило, стоят «цифровые оптимисты», а среди педагогов процент тех, кто скептически относится к технологиям, выше. Это может привести к тому, что руководители будут оторваны от реального контекста. Надо учитывать не только навыки и опыт работы, но и отношение к технологиям, чтобы просчитать эффективность инноваций. Исследование проводится в рамках гранта РНФ № 19-78-10127

Доклад Татьяны Хавенсон, Никиты Котика и Дианы Королевой «Цифровая технологическая готовность школьных учителей».