• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Национальный агрегированный рейтинг – ответ на поручение Президента

Рейтинги университетов интересуют абитуриентов и потенциальных инвесторов, используются в регулировании системы аккредитации. Однако один вуз в разных рейтингах может занимать разные места, эту проблему и призвана решить новая модель построения агрегированных рейтингов, которой был посвящен Вторничный семинар Инобра.

Рейтинги сегодня – это современный инструмент позиционирования вузов в глазах общественности и основание для принятия управленческих решений. 

Наводнов Владимир Григорьевич
д.т.н., профессор, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации

Система построения агрегированных рейтингов

Новая методика позволяет отказаться от монопольного оценивания и перейти к сетевому оцениванию, что может повысить объективность рейтингов. «Мягкий» математический аппарат минимизирует недостатки отдельных систем оценивания и учитывает только самые значительные достижения университетов.  

Основные принципы новой методики – метода анализа лиг:

  • Преобразование рейтингов в таблицу лиг: отказ от мест и переход к разбиению рейтинга на квартили;

  • Описание деятельности образовательной организации как вектор оценок (подход МакКинзи-Абеля);

  • Применение метода «слабой» свертки: в зачет идет лучший результат из нескольких;

  • Использование математического аппарата теории голосования в малых группах вместо традиционной линейной свертки с весовыми коэффициентами. 

При ранжировании высших учебных заведений должны быть учтены Берлинские принципы оценки качества: четкая ориентация на определенную целевую группу пользователей, ясная постановка целей, отражение разнообразия вузов, прозрачность методологии, измерение результатов деятельности вуза, а не их исходных параметров, предоставление потребителям ранжирования полной информации о составлении выборов представления результатов и применение принципов контроля качества. 

Аржанова Ирина Вадимовна
д.и.н., исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров

Глобальные рейтинги

На сегодняшний день существует 23 глобальных рейтинга, из них 10 имеют непосредственное отношение к образованию: THE, QS, ARWU, USNews (США), MosIUR (Три миссии университета, Россия), RUR (Россия), NTU (Тайвань), CWRU (ОАЭ), CWTS (Нидерланды), SCImago (Испания). Не менее чем в 2 рейтинга попали 2273 университета из 110 стран мира.

Если раньше рейтинги оценивали до 500 университетов, то в последнее время это число постоянно растет, таким образом давая возможность развивающимся странам войти в ТОП и отслеживать динамику развития системы образования. С той же целью создаются собственные рейтинги, например, в ОАЭ.  

Наводнов Владимир Григорьевич
д.т.н., профессор, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации

Глобальный агрегированный рейтинг

Первое место в ТОП-10 (в него входит 2500 университетов мира) заняли США (348 университетов), на втором месте – Китай (253), далее – Япония, Франция, Великобритания. В рейтинг попало 82 российских вуза. Но количество университетов, входящих в рейтинг, зависит от общего числа вузов в стране. Таким образом, 16% американских вузов вошло в рейтинг, а российских немногим меньше – 11,4%. Китайских вузов значительно больше – почти каждый четвертый университет представлен в глобальных рейтингах. Российские вузы, вошедшие в глобальный агрегированный рейтинг: МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МИФИ, НГУ, СПбГУ, ТПУ, ТГУ, КФУ, МИСиС, СПбПУ. 

Национальный агрегированный рейтинг

Недавно Президент поставил задачу: России нужны собственные национальные рейтинги вузов, поскольку международные рейтинг – инструмент конкурентной борьбы на рынке образования. При этом большинство российских рейтингов сейчас существуют 1-2 года и прекращают свою деятельность, когда заканчивается финансирование. Национальный агрегированный рейтинг, объединяющий сильные стороны разрозненных процедур оценивания – рейтингов, системы аккредитации и открытых баз данных, может стать реальной альтернативой для позиционирования и конкуренции на рынке образования, основой мониторинга высшего образования в стране. НАР может быть использован широкой аудиторией – не только абитуриентами при выборе вуза, но и администрацией вуза для самодиагностики и стратегического планирования.

Агрегированный рейтинг не покажет, как управленческие решения и последующие действия в течение 1-2 лет повлияли на движение в рейтинге. Такой рейтинг сглаживает колебания, связанные с временными движениями, применять его в среднесрочной перспективе достаточно трудно, что важно для управленцев в образовании. При этом агрегированный рейтинг может применяться для оценки региональных сетей образования, что для России может оказаться актуальным вопросом – оценивать и сравнивать не отдельные вузы, а региональные системы образования на основании показателей университетов. 

Сандлер Даниил Геннадьевич
доцент, проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

 Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара