• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

После шока московские школы открываются инновациям

Любой кризис либо активизирует инновационную деятельность, либо, наоборот, порождает затишье, когда все ресурсы направляются на оперативное решение задач и восстановление. О том, как инноваторы в сфере образования отреагировали на «шоки» пандемии, и какие возможности видят для дальнейшего развития при поддержке столичных школ, рассказали на вторничном семинаре сотрудники Лаборатории инноваций в образовании и представители стартапов.

После шока московские школы открываются инновациям

Недавно завершился Конкурс инноваций в образовании, объединяющий на одной площадке 12 тысяч инноваторов по всей России. Ежегодный опрос участников конкурса в этом году был посвящен последствиям пандемии для стартапов, результаты которого были представлены на семинаре.

По результатам опроса, последствия пандемии ощутили 59% проектов. При этом 25% отмечают, что влияние было незначительным, а 15% говорят о существенных изменениях. Благодаря и в связи с пандемией возникло 19% проектов.

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Несмотря на высокую осведомленность о существующих мерах финансовой поддержки, проекты не стремились воспользоваться этими возможностями. Равно как и государство не пыталось воспользоваться поддержкой инноваторов для поиска новых решений при переходе на дистанционное обучение.

«Идет трансформация всей системы, и образованию нужна помощь. Мы готовы рассматривать инновационные практики, всячески содействовать развитию этих решений, внедрять их в работу столичных школ. По запросу со стороны стартапов мы готовы предоставлять стажировочные площадки пилотирования, подбирать фокус-группы учителей, готовых вовлекаться в этот процесс и давать свое экспертное заключение. 

К сожалению, мало кто из инноваторов обращается за консультацией, при этом никто не знает, как нужно, и что мы хотим получить на выходе. Многие проекты пытаются объять необъятное в то время, как сейчас образование нуждается в точечных решениях. Необходимы инструменты для смешанного формата обучения, нужны решения для детей с особыми образовательными потребностями. Особенно актуальны проекты по развитию цифровой грамотности взрослых, потому что от того, насколько осведомлены родители, зависит и вовлеченность детей».

Киселёва Наталия Александровна
Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы

 

Пандемия увеличила долю заявленных проектов, реализуемых онлайн, до 75%, при этом 23% были представлены в смешанном формате. Тенденция перехода в виртуальное пространство стартапами была намечена еще до пандемии – в период с 2015 по 2018 доля инновационных онлайн-проектов увеличилась на 11%, а проектов в гибридном формате – на 13%.

Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь

 

«Главная «заслуга» пандемии в том, что большое количество людей научились пользоваться цифровыми технологиями. Если раньше консервативная часть сферы образования предпочитала оффлайн онлайну, то теперь, оказавшись в ситуации без возможности выбирать, и учителя, и учащиеся были вынуждены осваивать всевозможные цифровые инструменты и платформы. Даже если через какое-то время многие вернутся к традиционным формам обучения, то технологии внутри образования точно останутся. 

Из негативных последствий – падение уровня качества образования в связи с резким ростом спроса на различные образовательные услуги и увеличением предложения на рынке. Из хорошего – это временное явление, так как рыночные механизмы рано или поздно вытеснят слабых игроков».

Андрей Лобанов
Генеральный директор международной школы программирования и математики «Алгоритмика»

 «Алгоритмика» – международная школа программирования и математики для детей, с недавних пор – и для взрослых. Всего в школе занимается более 100 тысяч детей из 30 стран мира.

«Tensy» решает проблему родителей, освобождая их от многочасовой помощи детям с выполнением домашних заданий. На платформе один ученик может разместить непонятную ему задачу, а другой – помочь с решением в режиме онлайн. С переходом на дистанционное обучение эта проблема стала еще более очевидной, можно сказать, пандемия подсветила ее. 

Кроме того, стало намного проще договариваться о сотрудничестве с государственными школами, они стали более открытыми инновациям, потому что поняли, что оставаться на месте и не развиваться не получится, как это можно было делать до пандемии и цифрового бума».

Савва Антонюк
Основатель образовательной платформы «Tensy»

«Мы заинтересованы в появлении новых цифровых решений – как технологических, так и связанных с методической помощью учителям. Ни одна из существующих образовательных платформ не отвечает потребностям школы в полной мере, поэтому учителя выбирают разные ресурсы для своего предмета, возникает путаница. Сейчас наблюдается рост интересных образовательных стартапов, но, к сожалению, они никак не интегрируются между собой, нет единого алгоритма входа, который мог бы упростить использование этих решений. Более того, многие проекты дублируют друг друга и никак не стыкуются между собой. 

Определяющим моментом является доверие к предлагаемому контенту и инновационным решениям в образовании, возникает вопрос качества и, соответственно, потребность в экспертизе. Конкурс инноваций в образовании может стать фильтром, своего рода знаком качества для стартапов».

Киселёва Наталия Александровна
Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы 

 Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара

Презентация