• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Топ-5 трендов инноваций в образовании получили российскую прописку

Какой должна стать система образования – лучше всего понимают те, кто в ней работает. 2020 год подбросил немало новых вызовов. Как решить проблемы «здесь и сейчас», предлагают, как правило, самые инициативные и активные. Недавно жюри подвело итоги очередного конкурса инноваций в образовании, который Инобр проводит вместе с Рыбаков Фондом. 70% его участников – те, кто работает в образовании и знает его потребности изнутри. На примере финалистов можно понять, какие темы волнуют учителей и учеников больше всего и в какой нише можно запустить свой проект, чтобы он стал успешным. Директор конкурса Диана Королева и ее коллеги рассказывает о пяти мировых трендах, на которые отвечают инноваторы.

Топ-5 трендов инноваций в образовании получили российскую прописку

 «Обучение в толпе»

Учитель стоит на пьедестале, а дети – только слушатели, пустые сосуды, в которые вливаются знания: такая модель остаётся в прошлом. Новый тренд – peer–to–peer обучение, или обучение в толпе, как его еще называют.

Пример такого проекта – победитель КИвО–2020 – платформа-сервис Tensy. Она предлагает самый инновационный на сегодня формат –  взаимное обучение школьников. Ученик, подключенный к сервису (за 2,5 тысячи: родители голосуют рублем), может задать в чате вопрос и в течение двух минут получить помощь от старшеклассника. Во время пандемии проект заметно набрал популярность: к сервису подключено уже 100 школ, проведено более 3 тысяч  уроков. По итогам КИвО команда проекта получит образовательный грант в 150 тысяч рублей от Рыбаков Фонда и поддержку от АСИ.

Число таких проектов растет: не только школьник учит школьника, как в Tensy, но и учителя обмениваются опытом на равных, родители могут делиться знаниями и помогать друг другу. Горизонтальное взаимодействие всех типов – то, чего в российских школах пока по-прежнему не хватает. Но прорывных практик все больше.

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Тюнинг «мягких навыков»

«Горячая» тема во всем мире: корпорации тратят большую часть своих образовательных бюджетов на развитие «мягких навыков». Проект Startup Junior – школа предпринимательства и soft skills для учеников 7-11 классов и для студентов колледжей. Его команда хочет обучить к концу 2023 года каждого десятого школьника России. Проект предлагает линейку продуктов – курсы, уличный фестиваль White night start up (7 тысяч участников в 2020 году),  сериал «Стартапнутые» для Youtube, франшизу.

Другой финалист, федеральный «Турнир Трех Наук», начинался как состязание студенческих команд в решении задач на стыке физики, химии и биологии. В 2020 году турнир шагнул в область карьерного тюнинга и провел первую летнюю школу. 600 студентов разбирались, как опубликовать статью в топовых журналах издательств Elsevier и Springer Nature, какие возможности предлагает открытая наука и citizen science, учились научной коммуникации, прошли «прожарку» резюме и навигацию по стажировкам в компаниях.

Метанавыки – основа успеха в современном мире. Мы видим, как важно не теряться в условиях неопределенности. Контекст пандемии подтвердил важность тренда на soft skills для всех членов общества. Детям, родителям, молодым карьеристам или даже пофигистам нужен своеобразный курс по адаптации к реальности. Это очень плодородная почва для настоящих инноваций – педагогических, а не только цифровых.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

 Защита от выгорания

Потребность учителей и директоров в поддержке росла последние несколько лет. Естественно, пандемия многократно усилила этот запрос. Сотрудникам школ срочно потребовались новые знания и компетенции, юридические и психологические консультации. Возникла острая необходимость строить горизонтальные связи, обмениваться опытом. Сервисы, которые помогают решить эти задачи, стали суперактуальными. Но и после пандемии они будут востребованы, ведь многие учителя и директора хотят быть более компетентными и современными.

Елена Морозова
Директор по коммуникациям Рыбаков Фонда

Для помощи учителям команда из Санкт-Петербурга создала социальный проект «Супер!Классный!» – сервис психологической и юридической поддержки педагогов в сложных профессиональных ситуациях. Другой проект из финала КИвО направлен на поддержание энергии педагогов и защиту от выгорания. «Образованческая феерия Онлайн-Розетка» – это пространство для встречи людей от образования, где можно проверить свои идеи, найти ответы на вопросы и подзарядиться силой сообщества.

Еще один внутришкольный сюжет – дефицит компетенций у управленцев. Команда «Manage-PRO» из Новосибирска помогает школьным командам создавать программы развития и антикризисные планы, оптимизировать штатные расписания и учебные сетки.  Авторы проекта уже помогли 30 школам в Сибири, проект вошел в Топ-1000 Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени».

Контентные хабы

Оцифровка контента идет полным ходом. А в некоторых некоторых областях он рождается сразу цифровым – например, в экологическом образовании. Проект «Всероссийский заповедный урок»  – это база знаний о заповедниках России, которую создают они сами. База позволяет любой школе или просто энтузиасту организовать интерактивные уроки на русском, английском или китайском языке. Заповедникам проект помогает работать над образовательными программами и учит готовить и продвигать контент.

«Ерёма» дополнят усилия школы и технических кружков: это и конструктор микроконтроллеров, и экосистема, которая дает педагогам методическую поддержку. Микроконтроллер – мозг любой техники, от телефона до ракеты. До появления конструкторов к созданию микроконтроллеров не могли подступиться даже студенты. А теперь помощью одного набора «Еремы» можно собрать, как минимум, 35 разных устройств.

Образование идет к экосистемным решениям. Сегодня нужны не просто учебники или оборудование для творчества и экспериментов, но и постоянно развивающиеся сервисы вокруг них: обучение педагогов, обновление информации, вовлеченность в деятельность более крупных систем

Александра Семенова
Продюсер КИвО

Больше инклюзии

Инклюзивные практики постепенно выходят из тени и оказываются в центре всеобщего внимания. Проявился этот тренд и в КИвО: в финал отобраны два проекта, которые созданы не просто в помощь инвалидам, но и для того, чтобы инклюзия стала популярнее.

Голбол – это паралимпийская игра с мячом для слабовидящих. В нее могут играть и люди без инвалидности, которые надевают светонепроницаемую маску – игра идет на слух. Это помогает и физической, и социальной адаптации незрячих людей Команда из Королева приспособила голбол к занятиям в младших классах обычных школ и в подготовительной группе детского сада и в колледжах. Для детей приспособили правила и даже подогнали вес мяча. Сейчас проект реализуется в школах Подмосковья, в планах команды – тиражировать методику по всей России. 

Проект Learn Braille – инициатива студентов Санкт-Петербургского Политеха, которую уже воплощают в жизнь вместе с городским центром реабилитации инвалидов по зрению. Сегодня из-за сложностей в изучении шрифта Брайля им пользуется лишь 13 % слепых и слабовидящих. Получается, у остальных нет доступа к навыкам чтения и письма. Learn Braille – первый русскоязычный комплекс, который позволяет изучать шрифт самому или с инструктором дистанционно. Это приложение для Android, дополненное специальными материалами – в частности, карточками с рельефными символами и QR-кодами. Оно работает как «автономно», так и в комплекте с пособиями, развивающими тактильную память.

Подробнее об итогах конкурса и о его правилах можно прочитать здесь: http://www.kivo.hse.ru/