Топ-5 трендов инноваций в образовании получили российскую прописку
«Обучение в толпе»
Учитель стоит на пьедестале, а дети – только слушатели, пустые сосуды, в которые вливаются знания: такая модель остаётся в прошлом. Новый тренд – peer–to–peer обучение, или обучение в толпе, как его еще называют.
Пример такого проекта – победитель КИвО–2020 – платформа-сервис Tensy. Она предлагает самый инновационный на сегодня формат – взаимное обучение школьников. Ученик, подключенный к сервису (за 2,5 тысячи: родители голосуют рублем), может задать в чате вопрос и в течение двух минут получить помощь от старшеклассника. Во время пандемии проект заметно набрал популярность: к сервису подключено уже 100 школ, проведено более 3 тысяч уроков. По итогам КИвО команда проекта получит образовательный грант в 150 тысяч рублей от Рыбаков Фонда и поддержку от АСИ.
Число таких проектов растет: не только школьник учит школьника, как в Tensy, но и учителя обмениваются опытом на равных, родители могут делиться знаниями и помогать друг другу. Горизонтальное взаимодействие всех типов – то, чего в российских школах пока по-прежнему не хватает. Но прорывных практик все больше.
Тюнинг «мягких навыков»
«Горячая» тема во всем мире: корпорации тратят большую часть своих образовательных бюджетов на развитие «мягких навыков». Проект Startup Junior – школа предпринимательства и soft skills для учеников 7-11 классов и для студентов колледжей. Его команда хочет обучить к концу 2023 года каждого десятого школьника России. Проект предлагает линейку продуктов – курсы, уличный фестиваль White night start up (7 тысяч участников в 2020 году), сериал «Стартапнутые» для Youtube, франшизу.
Другой финалист, федеральный «Турнир Трех Наук», начинался как состязание студенческих команд в решении задач на стыке физики, химии и биологии. В 2020 году турнир шагнул в область карьерного тюнинга и провел первую летнюю школу. 600 студентов разбирались, как опубликовать статью в топовых журналах издательств Elsevier и Springer Nature, какие возможности предлагает открытая наука и citizen science, учились научной коммуникации, прошли «прожарку» резюме и навигацию по стажировкам в компаниях.
Метанавыки – основа успеха в современном мире. Мы видим, как важно не теряться в условиях неопределенности. Контекст пандемии подтвердил важность тренда на soft skills для всех членов общества. Детям, родителям, молодым карьеристам или даже пофигистам нужен своеобразный курс по адаптации к реальности. Это очень плодородная почва для настоящих инноваций – педагогических, а не только цифровых.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
Защита от выгорания
Потребность учителей и директоров в поддержке росла последние несколько лет. Естественно, пандемия многократно усилила этот запрос. Сотрудникам школ срочно потребовались новые знания и компетенции, юридические и психологические консультации. Возникла острая необходимость строить горизонтальные связи, обмениваться опытом. Сервисы, которые помогают решить эти задачи, стали суперактуальными. Но и после пандемии они будут востребованы, ведь многие учителя и директора хотят быть более компетентными и современными.
Елена Морозова
Директор по коммуникациям Рыбаков Фонда
Для помощи учителям команда из Санкт-Петербурга создала социальный проект «Супер!Классный!» – сервис психологической и юридической поддержки педагогов в сложных профессиональных ситуациях. Другой проект из финала КИвО направлен на поддержание энергии педагогов и защиту от выгорания. «Образованческая феерия Онлайн-Розетка» – это пространство для встречи людей от образования, где можно проверить свои идеи, найти ответы на вопросы и подзарядиться силой сообщества.
Еще один внутришкольный сюжет – дефицит компетенций у управленцев. Команда «Manage-PRO» из Новосибирска помогает школьным командам создавать программы развития и антикризисные планы, оптимизировать штатные расписания и учебные сетки. Авторы проекта уже помогли 30 школам в Сибири, проект вошел в Топ-1000 Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени».
Контентные хабы
Оцифровка контента идет полным ходом. А в некоторых некоторых областях он рождается сразу цифровым – например, в экологическом образовании. Проект «Всероссийский заповедный урок» – это база знаний о заповедниках России, которую создают они сами. База позволяет любой школе или просто энтузиасту организовать интерактивные уроки на русском, английском или китайском языке. Заповедникам проект помогает работать над образовательными программами и учит готовить и продвигать контент.
«Ерёма» дополнят усилия школы и технических кружков: это и конструктор микроконтроллеров, и экосистема, которая дает педагогам методическую поддержку. Микроконтроллер – мозг любой техники, от телефона до ракеты. До появления конструкторов к созданию микроконтроллеров не могли подступиться даже студенты. А теперь помощью одного набора «Еремы» можно собрать, как минимум, 35 разных устройств.
Образование идет к экосистемным решениям. Сегодня нужны не просто учебники или оборудование для творчества и экспериментов, но и постоянно развивающиеся сервисы вокруг них: обучение педагогов, обновление информации, вовлеченность в деятельность более крупных систем
Александра Семенова
Продюсер КИвО
Больше инклюзии
Инклюзивные практики постепенно выходят из тени и оказываются в центре всеобщего внимания. Проявился этот тренд и в КИвО: в финал отобраны два проекта, которые созданы не просто в помощь инвалидам, но и для того, чтобы инклюзия стала популярнее.
Голбол – это паралимпийская игра с мячом для слабовидящих. В нее могут играть и люди без инвалидности, которые надевают светонепроницаемую маску – игра идет на слух. Это помогает и физической, и социальной адаптации незрячих людей Команда из Королева приспособила голбол к занятиям в младших классах обычных школ и в подготовительной группе детского сада и в колледжах. Для детей приспособили правила и даже подогнали вес мяча. Сейчас проект реализуется в школах Подмосковья, в планах команды – тиражировать методику по всей России.
Проект Learn Braille – инициатива студентов Санкт-Петербургского Политеха, которую уже воплощают в жизнь вместе с городским центром реабилитации инвалидов по зрению. Сегодня из-за сложностей в изучении шрифта Брайля им пользуется лишь 13 % слепых и слабовидящих. Получается, у остальных нет доступа к навыкам чтения и письма. Learn Braille – первый русскоязычный комплекс, который позволяет изучать шрифт самому или с инструктором дистанционно. Это приложение для Android, дополненное специальными материалами – в частности, карточками с рельефными символами и QR-кодами. Оно работает как «автономно», так и в комплекте с пособиями, развивающими тактильную память.
Подробнее об итогах конкурса и о его правилах можно прочитать здесь: http://www.kivo.hse.ru/
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией