• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Умная аналитика» для современной школы

Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.

«Умная аналитика» для современной школы

Что делает аналитику умной

Если назвать отличие от обычной аналитики одним словом – это «контекст». Реальность всегда оказывается сложнее формул. Играют большую роль социокультурные аспекты, политика, история и многое другое. Умная аналитика рассматривает не только условные факторы «а» и «б», но и формирующие их механизмы.

Например, школа или регион выгодно закупили компьютеры и организовали переподготовку учителей. Но значит ли это цифровую трансформацию? Невозможно ответить определенно, если не учитывать, как на самом деле изменился образовательный результат. В том числе – важно учитывать человеческий фактор, для анализа которого нужен свой инструментарий.

В курсе заложена строгая научная методология, но нет необходимости осваивать высшую математику или сложную статистику. То есть мы не ставим целью освоить факторный анализ, но учим его применять для решения разных задач. Поиск ответов на вполне конкретные вопросы – в этом суть умной аналитики. 

По заветам Аристотеля  

Курс прикладной – построен на конкретных примерах. Это практики отдельных школ, муниципалитетов, регионов. Разбирая причины успеха или неудач, в реальных ситуациях слушатели учатся выбирать и применять аналитические процедуры, проектировать изменения.

Девять недель занятий – девять тем. Каждую слушатель проходит системно: от формулирования задач до представления результатов. Даем необходимые базы данных и наборы инструментов в областях статистики, социологии, экспертизы. В ходе работы слушателям предлагается даже создать свой практический мини-проект. 

Наша миссия в том, чтобы слушатель увидел систему образования во всей сложности, понимал все механизмы и взаимосвязи. Строил модели, действительно понимая максиму Аристотеля: «Целое больше, чем сумма его частей».

«Удочка» для руководителя

Курс оказался интересным многим руководителям не только из образования. Среди слушателей всё больше управленцев из медицины, культуры, бизнеса. Вузы рекомендуют его студентам и засчитывают в своих образовательных программах. 

Именно широкий набор инструментов и умение их кастомизировать под свои задачи делают курс универсальным. В этом смысле он дает «не рыбу, но удочку».

Мы не обещаем, что курс сразу сделает из слушателя крутого аналитика, но точно научит понимать про это больше. Наши выпускники могут использовать весь современный аналитический инструментарий для решений задач на уровне школы, муниципалитета, региона и страны.

Подробнее о курсе – здесь: https://ru.coursera.org/learn/smart-analytics-education